Еще задолго до возникновения этнонима «крымские татары» крымскотатарский народ исторически сложился из различных племен и народов, населявших Крым с глубокой древности. При этом процесс формирования крымских татар, как и многих других народов, шел путем миграции, расселения, путем завоевания одних этнических групп другими и их последующей ассимиляции.
При общности языка и культуры современные крымские татары различаются своим физическим типом, в зависимости от того, какие группы приняли участие в их этногенезе.
Этническую основу южнобережных и горских татар составили потомки киммерийцев, греков, тавров, скифов, алан, готов, гуннов, генуэзцев, а также частично хазар, кыпчаков, турок-сельджуков. Об этом свидетельствуют исторические источники, археологические и антропологические исследования, языковые и этнографические данные.
В состав крымскотатарского населения, сформировавшегося в степной полосе Крыма, вошли главным образом половецкие племена (известные по восточным источникам под именем кыпчаков, по западным куманов), которые ассимилировали остатки хазар, печенегов, татаро-монголов и ногайцев. Об этом свидетельствуют языковые материалы, а также историческая топонимика северной части Крыма и тамги, обнаруженные на данной территории.
Крымских татар на сегодняшний день в Крыму проживает примерно 365 тыс. человек 18% населения полуострова.
Значительное влияние на формирование крымскотатарской культуры оказала возникшая в VI в. на арабском востоке исламская религия.
Забайкальские племена татаро-монголов, возглавляемые Чингис-ханом, покорив Среднюю Азию, растворились среди тюркоязычного населения. Утеряв свой язык и многие обычаи, закрепленные в законах «Великой Ясы», пришельцы переняли староузбекский язык (чагатайское наречие уйгурского языка).
Киргизы, узбеки, туркмены (гузы, печенеги), волжские булгары, хазары, половцы (кыпчаки, команы), ногайцы, кабардинцы (адыго-абхазская группа) вливались в один котел империи Золотая Орда.
Татаро-монголы, разбив на реке Калка в 1223 г. дружины четырех русских князей Мстиславов и половецкого хана Катяна, впервые вошли в Крым и тут же ушли в Орду. Второй раз они появились на полуострове в 1239 г.
Культура тюркоязычных народов, захвативших Киевскую Русь и Крым, оказала влияние на дальнейшее развитие культуры восточнославянских народов. В русском и украинском языках появилось много татарских слов.
Литературное наследие крымскотатарского народа свидетельствует о культуре, корни которой уходят во времена средневековья. Памятником татарской культуры является поэма Махмуд Касыма «Юсуф и Зулейка», написанная в XIII в., то есть в те времена, когда Крым входил в состав Золотой Орды. В XIV в. в Крыму жили просветители Дия ибн Мухаммед аль-Крымский (умер в 1376 г.), Рунк Эд Дин аль-Крымский (умер в 1381 г.). Перу Абульмеджида-Эфенди принадлежит дестан «Мункс ул ушак» («Приветливый ребенок»), рукопись которого хранится в Лейденском университете (Нидерланды).
Татарское население, в подавляющем большинстве своем, было неграмотным. Однако устное народное творчество было довольно широко распространено. Известные поэты XV XVII вв. Усеин Кефе, хан Менгли Гирей, Бора Гъазы, Рамель-ходжа, Ашик Ариф, Джан Мухаммед, Эддин Эфенди.
Крупным произведением раннего реализма является дестан «Сефернаме» («Писание о походе»). Это повествование о том, как крымские татары помогли Богдану Хмельницкому разгромить поляков под Белой Церковью. Этому же посвящен дестан «Тоган бей» Джан Мухаммеда о ногайском мурзе, отличившемся в бою против русских при Казани.
Известно, что еще в середине XVIII в. в Бахчисарае была поставлена опера «Тартюф» Мольера. В 1900 г. Джелял Меинов поставил трагедию А.С. Пушкина «Скупой рыцарь». В 1921 г. в Симферополе была поставлена опера «Чора-батыр» (либретто Асана Рефатова и Османа Акчокраклы).
В 1990 г. издан двухтомник произведений народного поэтапесенника любви, вина и развлечений, атеиста и острослова Ашика Умера (1621 1707 гг.).
Богатое фольклорное наследие крымскотатарского народа изучали В. Кондараки, Н. Морис, И. Березин, Г. Бонч-Осмоловский, Ф. Фалеев, А. Самойлович, В. Радлов, С. Коцюбинский, А. Кончевский, Л. Филоненко и др. Мудрость в татарских пословицах, как и у других народов, звучит лаконично, образно и убедительно:
Тихо продвигающийся много пройдет.
Если отправляешься на день, бери пищу на неделю.
Не прикасайся к вещи, не твоей рукой положенной.
При глупой голове страдают ноги.
Самое лучшее наследство воспитанность.
Не приобретай дом, приобретай соседа.
Кто ищет друга без недостатков тот останется без друга.
Хотя учение и горько, но плод его сладок.
Умеющий жить сумеет и умереть.
Традиция иметь много детей подкреплена учением Корана о том, что семья должна быть прочной, отец не должен покидать детей (это исключалось). Поэтому семьи крымских татар, как правило, очень дружны, построены на почитании старших, добром отношении к детям, помощи больным и одиноким.
После присоединения Крыма к России (1783 г.) на творчестве национальных просветителей сказывается влияние русской литературы. Переводятся произведения многих писателей, поэтов и публицистов. Абдураим Крым Хаваджа, Абдурефи Боданинский создают татарско-русские словари, что способствовало обогащению как татарского, так и русского языков.
Десятки писателей нашего века под воздействием русской и зарубежной литературы создают остросюжетные реалистические произведения. Ш. Тактаргазы автор пьес «Проект мулл», «Глупый ногаец», «Бесчестные муллы» и др. Асан Чергеев за пьесу «Слушай, что говорит покойник» был осужден царским судом. Поэт-сатирик Мемет Нуззет в произведении «Селим соха» («Учащийся Селим») высмеивает жизнь в медресе, где учащимся забивали головы зубрежкой и нещадно наказывали. Поэт И. Леманов преподавал русский язык в Бахчисарайском медресе «Зынджырлы», основанном в 1500 г. ханом Менгли Гиреем. Филолог, арабист, каллиграф Ильяс Мирза Барагинский преподавал в Петербурге, там же издавал книги на тюркских языках, переводил А. Пушкина, Гоголя, А. Крылова. Осман Акчокраклы крупный советский ученый, лингвист-полиглот, автор десятков произведений о Чуфут-Кале, Эски-Кермене, переводчик с арабского, старотюркского, чагатайского.
Из 25 довоенных писателей и поэтов почти половина не вернулись с фронтов Великой Отечественной войны. О них издана книга «Памяти двенадцати».
Сокровищница мировой литературы крымскотатарские легенды, воспевающие ум и духовную красоту народа и великолепие природы Крыма. Особенно впечатляет образ народного героя «татарского разбойника» Алима Азамат-оглу.
Крымское радиовещание и телевидение регулярно дают информацию на крымскотатарском языке.
Идет восстановление и строительство мечетей, звучат над просторами Крыма призывы муэдзинов. Принимает посетителей Бахчисарайский историко-археологический заповедник, включающий в себя бывший ханский дворец, несколько мавзолеев ханов и гробницы «дурбе». По-своему красива мечеть Джума-Джами («Пятничная») в г. Евпатория. Восстанавливается старинная мечеть в Старом Крыму, носящая имя хана Мухаммеда Узбека.
Изобразительное искусство у татар имеет свои особенности. Мусульманская религия запрещает изображать человека. Поэтому в художественном творчестве преобладал стилизованный орнамент: резьба по камню и дереву, гармоничные по цвету и сложной симметрии ковры, красивая вышивка. В настоящее время художники-татары выступают в стиле реализма.
Есть все основания полагать, что после несправедливого и жестокого изгнания из Крыма возвращающиеся к своему очагу люди войдут в многонациональный конгломерат крымчан со своей разносторонней и самобытной культурой как яркое соцветие интернационального сообщества.
Источник: А. Меметов «Крымские татары»,
В. Е. Потехин, Д. В. Потехин «Культура народов Крыма»