Одним из важнейших памятников для реконструкции этапов истории церковно-пещерного строительства является городище Эски-Кермен. По данным археологических исследований, крепость здесь возводилась по инициативе византийских властей в конце VI в. для защиты подступов к Херсону. Гарнизон ее состоял из местных жителей – готоалан – федератов империи.
Предположительно в конце VIII в. Эски-Кермен попадает под власть хазар; не исключено, что жители крепости принимали участие в антихазарском выступлении, известном в литературе как восстание Иоанна Готского. Некоторые исследователи (Н. Репников и Е. Веймарн) связывали с этим событием и разрушения оборонительных стен. Однако, по данным новейших исследований, для таких выводов нет серьезных оснований. Со второй половины – конца Х в. на территории поселения начинает формироваться город. К XII – XIII вв. площадь Эски-Кермена была застроена прямоугольными кварталами, разделенными улицами шириной до 2 м.
В конце XIII – XIV вв. поселение подверглось разрушению. Обычно его связывают с походом золотоордынского темника Ногая на Крым в 1299 г., хотя окончательно город был уничтожен в конце XIV в., очевидно, после похода Едигея.
Учитывая, что в районе подъемной дороги в X – XI вв. находился некрополь, перспективно определить его связь с некрополем, расположенным на юго-восточном склоне городища Эски-Кермен. Этот некрополь возникает в конце VI в., а первоначальные захоронения в нем производились в склепах и подбойных могилах. С конца IX – начала X вв. в связи с окончательной победой христианства обряд захоронения меняется: вырубаются гробницы и склепы по типу усыпальниц. Причем это характерно не только для Эски-Кермена. С конца IX – X вв. в Готии были заброшены почти все раннесредневековые грунтовые могильники, рядом с некоторыми возникли церковные плитовые некрополи. С X в. в гробницах и усыпальницах стали хоронить на Мангупе, Бакле, в Судаке, Херсоне.
Видимо, не позднее середины X в. некрополь Эски-Кермена был заброшен, уже в XI – XII вв. здесь были разбиты виноградники и огороды. Так как у нас нет никаких оснований говорить о смене населения Эски-Кермена в X в., то между прекращением функционирования некрополя и использованием его территории под сельскохозяйственные культуры должно было пройти определенное время, приблизительно лет 30 – 50. Если даже допустить, что виноградники были разбиты в самом начале XI в., то функционирование некрополя могло прекратиться примерно с середины второй половины X в.
На Эски-Кермене известно шесть пещерных церквей, они расположены в районе подъемной дороги (№ 1 и № 2): у главных ворот (№ 3 – «Судилище»), на восточном краю плато (№ 4 – «Успения»), на восточном склоне под обрывом плато (№ 5 – «Трех всадников») и в верховьях балки Черкес-Кермен (№ 6 – «Донаторов»).
Источники: Пещерные церкви Таврики, Могаричев Ю. М.