ДостопримечательностиИстория и архитектураПамятники архитектуры

Гезлевские древности

Средневековая часть Евпатории расположилась на ровном морском берегу, удобно и уютно — лицом на юго-восток, к широкому Каламитскому заливу и хорошо видимой в ясную погоду полосе Крымских гор с горделивым Чатыр-Дагом на горизонте.

Здесь, неподалеку от древней Керкинитиды, входившей, как полагают, в сферу влияния сначала Херсонеса, затем Мангупского княжества; турки-османы, захватив Крым в 1475 г., основали свой опорный пункт — укрепленный город, названный ими Гезлевым.

Охваченный крепостными стенами длиной около трех километров, высотой 6 — 8, при ширине 3 — 5 метров, Гезлев имел форму пятиугольника и занимал территорию в границах современных улиц Революции, Караева, Интернациональной, Дмитрия Ульянова, Пионерской. Окруженная рвом стена в течение трех веков постоянно укреплялась и достраивалась (а в последующие времена сносилась, разбираемая для нужд соседних новостроек, пока полностью не исчезла). В город вели пять ворот: с запада, от пристани, с востока, юго-востока и севера. Главными были восточные Одун-Базар-Капусу (ворота дровяного базара), ведущие в сторону Бахчисарая.

В хаотично застроенных городских кварталах с лабиринтами кривых узких улиц, подобных акмечетским, жили татары, турки, армяне, караимы, греки и другие народности. В городе размещался трехтысячный турецкий гарнизон; четко работал открытый в XVI в. ханский торговый порт, в гавани которого могли одновременно поместиться до 200 судов. Летом на набережной у крепостной стены шла бойкая и шумная торговля всевозможными товарами, в том числе невольниками — ясырем.

Город интенсивно застраивался, уплотнялся, особенно после того, как вступивший на крымский престол хан Девлет-Гирей I, прибывший из Стамбула после коронации там, повелел заложить в честь своего восхода самую большую, величественную, самую красивую на полуострове мечеть, именно здесь, в Гезлеве, где виделся хану второй Стамбул, будущая столица окрепшего ханства, так как Бахчисарай стал уже тесен и мал.

Проект гезлевской мечети хан заказал в Стамбуле архитектору Ходже Синану. Знаменитый Синан, грек по происхождению, уроженец турецкой деревушки Агирна близ города Кайсери, был энциклопедически образованным человеком — математиком, инженером, астрономом, талантливым и плодовитым зодчим, подарившим миру более трехсот замечательных сооружений, в том числе 131 мечеть, 35 медресе, 19 мавзолеев, 5 акведуков, 14 минаретов, 17 караван-сараев, 31 дворец, 35 бань. Построенные им мечети Шах-Заде и Сулеймание в Стамбуле, Селимие в Эдирне, пользуются мировой славой.

Пятничная мечеть, Джума-Джами (в пятницу, по преданию, родился пророк Магомет) была заложена в Гезлеве спустя год после коронации Девлет-Гирея I — в 1552 г. Строительство велось долго, более десяти лет, и завершилось, как предполагают, в 1564 г. Под сводами нового храма оглашалось полученное в Стамбуле право на Крымское Ханство (фирман), скрепленное здесь же подписью хана в специальном акте, который хранился в мечети постоянно.

Джума-Джами расположена в восточной части современной евпаторийской набережной. Возвышаясь над прилегающей застройкой, она хорошо просматривается с моря и берега сквозь зелень Караевского сада и вместе с соседствующим неподалеку православным храмом св. Николая определяет лицо набережной, формирует облик морской панорамы старой части Евпатории.

Композиция ханской мечети построена по принципу нарастания объемов, силуэтом напоминая стамбульскую Айя-Софию. Логика ее византийских в своей основе выразительных монументальных конструкций четко прослеживается во внешнем облике храма.

Из квадратной в плане сердцевины вырастает в центре прорезанный стрельчатыми арками четверик, уступами переходящий в восьмерик с мощным, одиннадцатиметровым в диаметре куполом. Нижнюю часть купола охватывает сужающийся кверху как бы барабан с арочными окнами, обработанный лопатками. Три стороны четверика обегают ритмы малых куполов — по три на боковых нефах и пять над галереей обращенного к северу главного входа. С южной стороны подпружная арка четверика переходит в полукупол конхи, внутри которой устроен алтарь с михрабом.

Эффектно контрастируя со спокойной гладью боковых фасадов, скромно очерченных тонким карнизом и оживленных двумя ярусами окон — прямоугольных внизу и стрельчатых верхних, — с востока и запада стремительно взмывают на тридцатиметровую высоту два стройных минарета с корзинами шерфе и полумесяцами на конических завершениях.

Прекрасно решен главный вход: хороших пропорций галерея по длине фасада, стрельчатые арки которой опираются на круглые колонны с капителями в виде сталактитовых корзин. Фасадную стену под аркадой украшают две михрабные ниши по обеим сторонам дубовой, украшенной резьбой парадной двери.

Под стать экстерьеру храма его интерьер, некоторые элементы которого читаются извне: главный купол, в основании прорезанный окнами, подпружные арки, торжественная конха. Их ромейское (через паруса) сочетание внутри дополнено двухэтажными аркадными галереями вдоль восточной и западной стен и соединяющим их балконом-хорами над входной частью, откуда винтовая лестница ведет наверх, где обычно молятся мусульманки. Запасной выход для них устроен в западной стене, в объеме снаружи пристроенной закрытой лестницы.

Евпаторийская Джума-Джами недавно реставрирована полностью: капитально восстановлены минареты и галерея главного входа, заменены по сохранившимся образцам пришедшие в негодность архитектурные детали снаружи и внутри. Реставрационные работы выполняли киевские и крымские мастера по проекту института Укрпроектреставрация (г. Киев). Автор проекта реставрации — архитектор Е. И. Лопушинская.

Обновленный храм отныне вновь служит людям местом общения с Богом. Теперь, по нескольку раз каждую пятницу, с высоты минаретов плывет, разливаясь над околицей и бухтой, призывая к молитве, певучий голос старого муэдзина, усиленный мощными динамиками.

Соседство с Пятничной мечетью православного Свято-Никольского собора невольно вызывает различные мысли: о давнишнем споре двух религий и о мирном их диалоге, о перекличке времен и культур, о преемственности и заимствовании традиций, их общих корнях...

Так, в облике храма Св. Николая, построенного в 1898 г. в память освобождения Евпатории от англо-франко-турецких войск в годы Крымской войны, — в сочетании четверика, восьмерика, арок, парусов, куполов; в самом типе храма — центральнокупольном — просматриваются те же, что и в Джума-Джами, византийские формы, трактованные по-русски, в русско-византийском стиле, процветавшем на Руси в культовом строительстве в XIX в. В процессе длительной эволюции ромейские конструкции усложнены и доведены до совершенства: приобрели певучую плавность линий, особую утонченность в подборе деталей, изысканность элементов декора. И Свято-Никольский собор — яркий тому пример.

 

Источник: Памятники крымскотатарской архитектуры. Крикун Е. В.