Историко-археологический музей в Бахчисарае с полным правом можно назвать «Меккой» туристов. В летнее время один за другим подходят к нему автобусы, и толпы посетителей устремляются к темной с решётчатыми створками арке ворот.
Под зеленью каштанов и черепичными крышами дворца взметнулись в небо граненые стрелы минаретов. Дворец в садах, Бахча-Сарай, давший имя городу, создавался с восточной пышностью в течение трех веков, начиная с XVI в. Дважды горел во время русско-турецких войн (1738 и 1771 гг.), много раз его обновляли и перестраивали, каждый раз искажая. Но и сохранившиеся части дворца – тени его былого величия – вместе со старыми документами позволяют восстановить прежний облик резиденции крымских ханов.
В первый период строительства (1503 –1551 гг.) были сооружены главный корпус, малая мечеть, баня и набережная с тремя мостами. Генеральный план окончательно сложившегося комплекса в принципе сохранился до сих пор. Основные постройки расположены по сторонам обширного дворца, вытянутого в направлении север – юг и обращенного главным въездом к реке и дороге на правом ей берегу. Застройку двора со стороны набережной составили кухонный блок, «свитский» комплекс, расчленённый арочными воротами с башней над ними, и Большая ханская мечеть, Хан-Джами, с двумя минаретами. Именно эта часть дворца производит неожиданный эффект внезапного появления среди зелени, контрастируя сочетанием черепичных крыш с кружевными карнизами, белых стен, стройных минаретов, каменных труб и декоративных шпилей.
С набережной Чуруксу при подъезде к мосту с западной стороны первым открывается в остром ракурсе западный флигель «свитского» корпуса, разворачивая перед зрителем протяжённый, в один этаж, северный фасад, сочную пластику которого образуют выступающие из плоскости стены каминные трубы. Прорезав карниз, квадратные трубы эти над крышей переходят в высокие шестигранники с ажурными отверстиями в верхней части (для выпуска дыма) и резными пирамидальными оголовками. Ритм из пяти архитектурно оформленных труб придаёт флигелю яркую индивидуальность. Пониженный кухонный блок справа и поднятый под крышу слева эркер уравновешивают композицию. Кроме того, эркер убедительно останавливает «бег» окон в стене между каминами и подчеркивает переход к следующей теме – надвратной башне.
Возвышаясь над арочным проездом с тяжелыми металлическими воротами, белостенная расписная башня вверху оживлена затейливым окном с двумя деревянными импостами и тремя стрельчатыми завершениями (такое же окно – на дворовом фасаде) и надвратной доской с ханским гербом и надписью: «Владетель этого дворца и повелитель страны, султан всемилостивый, Менгли-Гирей-Хан, сын Хаджи-Гирея. Да помилует Бог его и родителей его в обоих мирах». Башня имеет шатровую черепичную крышу малого уклона и большого свеса, снизу подшитого деревянными досками, рейками и выкрашенного. Такие свесы с фигурным карнизом (подзором) из резного дерева – одна из характерных черт восточной архитектуры. Они применены при устройстве крыш почти всех строений дворцового комплекса, но особенно приметны и приличествуют надвратной башне, возможно, потому что плоско-пирамидальная «шляпа» крыши с широкими полями-карнизами низко нахлобучена на готически «одноглазое» лицо башни. И этот мотив, его образ, в разных вариациях распространится в крымской архитектуре, создававшейся позже зодчими разных национальностей.
Примыкающий к воротам восточный флигель «свитского» корпуса (тут помещалась дворцовая стража, а внизу - лавки) представляет собой короткий двухэтажный объем под черепичной крышей, не имеющий с севера никаких украшений, кроме нескольких простых окон в уровне второго этажа, зато во дворе обогащен изящной двухъярусной галереей, выполненной из дерева в лучших крымскотатарских традициях. Здесь тонкие деревянные колонки с капителями несут легкие, малого подъема, лучковые арочки, тоже деревянные. Такие архитектурные детали встречаются во многих крымских постройках XIX в.
Галерея, затеняющая дворовой фасад западного «свитского» флигеля, утилитарно проста, состоит из квадратных деревянных брусьев. Крымским реставраторам предстоит еще немало потрудиться над фасадами «свитского», самого позднего из дворцовых построек (XVIII в.) и наиболее пострадавшего от ремонтов и переделок.
К помещению дворцовой стражи с востока примыкает самое красивое и нарядное здание дворцового комплекса – Большая ханская мечеть (Хан-Джами).
Фланкированный двумя минаретами, двухъярусный объем мечети имеет прямоугольный план, близкий к квадрату, что хорошо прослеживается в четырёхскатной пирамидальной крыше, вершина которой увенчана шпилем с шарами и полумесяцем. Продольная ось храма ориентирована традиционно: в направлении север – юг. В южном торце – ориентированный на Мекку михраб с окнами по бокам и над ним, в северном – главный вход и ряд окон верхнего яруса. Над входной дверью имеется надпись с упоминанием имени основателя мечети и года постройки (или перестройки): «Селямет-Гирей построил эту великолепную мечеть в 1740 г.». Означено также время первого ее ремонта – 1763 г. Слева у входа был устроен окружённый оградой квадратный, мощенный плитами дворик с небольшим (около 3 м в диаметре) многогранным бассейном. Бассейн перекрыт куполом из медных листов, внизу облицован беломраморными резными плитами с продетыми в них металлическими трубками, изливавшими чистую воду в мраморный круговой лоток. Здесь происходил обязательный для мусульман ритуал омовения перед входом в храм.
Интересным акцентом западного фасада мечети является двухъярусная открытая галерея с лестницей на второй этаж, в ханскую ложу. Прорезанная аркой, сложенная из камня и оштукатуренная стена, на которой покоятся ступени деревянной лестницы, несёт стройную деревянную арку с изящным, по-восточному очередным завершением. Аркада с предельно тонкими колонками и расписными архивольтами поддерживает карниз большого выноса, тоже расписной, деревянный, с черепичной кровлей. В тени галереи – входная дверь и решетчатые окна, освещающие ложу.
С высоты степенью мастерства выполнены минареты, гранёные стволы которых прочно сложены из штучного, хорошо подогнанного камня на свинцовых прокладках. Особенно радует взор пышно украшенные резьбой по камню круговые балконы (шерфе) минаретов, откуда муэдзины созывали мусульман на молитву. И это единственная архитектурная деталь мечети, дважды, правда, повторённая, где богато использована каменная резьба в наружной отделке.
Интерьер Хан-Джами торжествен и строг. Два ряда опор, несущих с трех сторон хоры (широкие балконы), делят внутреннее пространство на три продольных нерфа. В поперечном направлении зал разделяется на три функциональные зоны: входную, или нартекс (придвор), молитвенную и алтарную, предназначенную для священных действий духовных лиц.
Главной архитектурной деталью интерьера мечети является михраб – неглубокая ниша сложного очертания, в южной стене. И характерным сталактитовым завершением, и богатством мастерски выполненной резьбы, и особенно свисавшими сверху, по оси ниши тремя шарами михраб должен был, как магнит, притягивать взоры творивших намаз, чтобы молящиеся не отвлекались на посторонние вещи, но, глядя на шары, напоминающие страусиные яйца (символ возрождения жизни) сосредотачивались на одной идее – о Боге.
В архитектуре Хан-Джами достигнуто стилевое единство внешних форм и внутренней планировки – экстерьера и интерьера. Она выдержана в характере османского строительного искусства, выросшего на сочетании малоазийских и европейских мотивов. Не забывая сельджукских традиций, турки-османы, начиная с XIV в., широко использовали византийские конструктивные приёмы и, соединяя их, создали новую архитектуру и своё стилевое направление, перекочевавшее с ханами в Бахчисарай из Стамбула, где те воспитывались.
Источники: Архитектурные памятники Крыма. Крикун Е. В.
Памятники крымскотатарской архитектуры. Крикун Е. В.