Место, где сейчас расположено село Староселье (бывший Салачик), издавна привлекало людей – сокрытостью, уютом, тишиной, животворной силой долинной земли, наличием воды и спасительных скал с платом (в виде большой рыбины, как бы выплывающей из зарослей горного леса), словно предназначенным для укрытия сельчан от непрошеных гостей.
Первыми освоили обрывистое плато, как полагают, в IV веке алано-сарматы, основав здесь город-крепость, впоследствии названный Чуфут-Кале. Крепость надёжно укрывала на протяжении веков мирное население окрестных долин в опасные дни очередных нашествий всё новых волн воинствующих кочевников – гуннов, мадьяр, хазар, печенегов, половцев…
В 1299 году войска бея Яшлавского из орды Ногая хитростью захватили и сильно разрушили крепость. Здесь разместился ордынский гарнизон. Затем появились горцы-крымцы, караимы, в основном ремесленники, обслуживавшие войско, а также мастера строительного искусства, по велению ордынцев немедленно приступившие к восстановлению разрушенной крепости, как того требовала обстановка. Наряду с фортификационными работами восстанавливалась система водоснабжения, возводились жилые дома, хозяйственные постройки и многое другое.
С поселением караимов, родственных по языку крымским татарам, но иной (иудейской) веры, площадь города увеличилась с 9 до 18 гектаров. В восточной части, где жили преимущественно караимы, появились новые оборонительные стены с башнями и воротами. Каменистый остров с мысом Бурунчак был превращен в первоклассную по тем временам крепость, получившую татарское название Кырк-Ер («много укреплений»); более древнее название города-крепости не установлено.
Оценив по достоинству крепость и долину у её подножия, первый крымский хан Хаджи-Гирей в середине XV века устроил в старой части города свою укреплённую резиденцию, а в низу, в Салачике, построил дворец. Постоянно проживая во дворце, хан мог надёжно укрыться в крепости в опасные моменты периода упорной борьбы за независимость Крыма от Золотой Орды.
После установления независимости и переноса к концу XV столетия ханской резиденции в Бахчисарай, значение Кырк-Ер как крепости постепенно падает. Она становится цитаделью и местом хранения государственных запасов Бахчисарая, участком заточения знатных заложников, а с середины XVII века, когда хан покинул её, цитадель предоставляется караимам, она получает название Кале, а потом Чуфут-Кале, что в переводе с татарского означает Иудейская крепость.
Получив некоторые привилегии после включения Крыма в состав России, караимы покинули каменистое плато, (последние обитатели ушли с Чуфут-Кале в 1852 году), где условия жизни были суровы, и переселились в Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию. Город навсегда опустел.
Знакомство с городом лучше начинать с Восточных ворот, одолев подъём к верховью Иософатовой долины. Это библейское название дано караимами в честь Иософатовой долины в Иерусалиме, колыбели иудейской религии. Справа от ворот перед крепостной стеной виден вырубленный в скале большой бассейн. В нём собирали дождевую воду для хозяйственных нужд и питья скота. Правее на холме стояла ветряная мельница. Сзади, за дорогой, скрывается в зарослях горного леса древнее караимское кладбище. Над прямоугольным проёмом ворот укреплена мраморная плита с грубо высеченными знаками, смысл которых пока не разгадан. Ворота – дубовые, обитые кованым железом. Проём в надвратной башне с внутренней стороны перекрыт полуциркульной перемычкой из клинчатых тесаных камней.
Пройдя ворота, посетитель попадает в новую, караимскую часть города, ограниченную восточной и средней оборонительными стенами и неприступными скальными обрывами с севера и юга. В городе одна главная продольная улица с сетью примыкающих к ней с севера поперечных. На южной стороне главной улицы сохранился большой каменный дом под черепичной кровлей. Здесь жил до конца своих дней А. С. Фиркович, известный караимский учёный, путешественник, знаток древностей, собравший много старинных караимских и еврейских книг, рукописей и надгробных надписей, хранящихся ныне в санкт-петербургской библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Ввиду небольшой территории города и значительного по численности населения (к концу XVI века в Чуфут-Кале проживало до 4 –5 тысяч человек и было свыше 400 домов), дома строились почти впритык, в основном двухэтажные, часто с подвалами – с жильём наверху и хозяйственными помещениями внизу. Окна выходили во двор, огороженный высоким забором с пристроенным вовнутрь сараями и стойлами для скота. Следы былой застройки частично сохранились в развалинах городских кварталов.
Пересекающая плато поперёк десятиметровая стена при толщине 5 метров, с воротами в средней части, на флангах была усилена башнями и дополнительно защищена с напольной восточной стороны вырубленным в скале рвом шириной 4 и глубиной до 2 метров. Ров наполнялся дождевой и талой водой, стекавшей по каменным желобкам, держал воду до уровня перемычек, сильно затрудняя подкат стенобитных орудий.
У северного края скалы, куда большой ров не доведен, была устроена в изгибе стены вылазная калитка, тщательно замаскированная двумя малыми рвами. Из калитки можно было скрытно проникнуть в малый ров и пещеру с башней, вероятно, стоявшей над ней. Отсюда защитники могли нанести внезапные удары осаждающим с фланга и обстреливать врага, не подпуская к стене.
В старом городе за средними воротами открывается общественная площадь неправильных очертаний. Слева на ней сохранился каменный колодец, справа остатки мечети, возведённой в 1346 году на развалинах христианского храма, а далее виден мавзолей Ненекеджан-Ханым. Отсюда, с площади, берут начало три главных продольных улицы: Бурунчакская (северная), Средняя и Кенасская, с сетью кривых переулков между ними. Названия улиц условные. Наименование Кенасской дали два затенённых аркадами караимских храма – Большая и Малая кенасы. Они построены в разное время (в XIV и XVIII веках) у Южного обрыва, к улице входами. Эта улица ведёт к Малым воротам, искусно устроенным в Южной оборонительной стене, зигзагообразной в плане, сложенной из бутового камня, с тщательно затёртыми швами. Ворота не видны с долины.
За южной стеной высятся скалы с боевыми пещерами, вырубленными в четыре яруса и соединёнными между собой. По этим пещерам, которые в более поздние времена использовались для хозяйственных нужд, но ошибочно считались в XVIII - XI X веках основным жильём древних горцев, Чуфут-Кале был причислен путешественниками к пещерным городам.
С общим фоном руин и развалин старого города броско контрастирует хорошо сохранившийся мавзолей Ненекеджан-Ханым. Его монументальный объём господствует на высоте у северного обрыва Чуфут-Кале. Дюрбе имеет в плане восьмигранник, к южной стороне которого пристроен портал, перекрытый полуциркульной аркой, со щипцовым (двускатным) завершением над ней. В массивных щековых стенах портала имеются сельджукские ниши с круглыми трёхчетвёртными колонками и арабесковым полукуполом. Карниз пилонов на уровне пят свода украшен такими же арабесками с резными стилизованными лепестками. Лицевые плоскости пилонов украшены бордюром из геометрически переплетённых валиков.
Портал поставлен на высокий постамент, опоясанный карнизом. Каменная лестница из семи ступеней по ширине арки ведёт к входу, лучковый проём которого приподнят на высоту кладочного ряда, образуя высокий порог, и украшен прямоугольной профилированной рамкой с резными надписями арабской вязью.
Внутри дюрбе установлено надгробие с надписью на арабском языке: «Это гробница государыни Ненекеджан-Ханым, дочери Золотоордынского хана Тохтамыша, скончавшейся месяца рамазана 841 года».
Имя ханской дочери окружено легендами. Согласно одной из них, дочь, спасаясь от гнева отца, заставшего её здесь с возлюбленным, бросилась в пропасть. Потому и похоронена у обрыва…
Севернее дюрбе Ненекеджан-Ханым плато круто обрывается. Отсюда, с головокружительной высоты, открывается величественная панорама Крымских гор.
Источник: Памятники крымскотатарской архитектуры. Крикун В. Е.