В горной части юго-западного Крыма находятся интересные памятники крымского средневековья так называемые «пещерные города».
Большинство «пещерных городов» городов возникло предположительно в V VII веках и продолжало жить в течение многих столетий.
Расположены «пещерные города» в Бахчисарайском районе и в зоне Севастополя на малодоступных скалистых мысах и останцах Внутренней горной гряды. Основали их потомки разноплемённого населения степей и центрального предгорья тех поздних скифов, сарматов, аланов, которые в III IV веках уходили в более гористые и труднодоступные места, спасаясь от нашествий готов и гуннов. Здесь беженцы слились постепенно с потомками тавров древних аборигенов Крыма. Тогда же к ним присоединились местные греки, позднее малоазийские греки-иконопочитатели, потом армяне, бежавшие от турок, и другие гонимые судьбой народы, попадавшие на Крымский полуостров.
«Пещерные города» - название условное. Застройка состояла из наземных сооружений (крепостных стен, жилищ и прочее) и многочисленных высеченных в скалах помещений оборонительного, хозяйственного, погребального и культового назначения. Города и крепости некогда были защищены оборонительными стенами с боевыми башнями и естественными преградами неприступными обрывами скал. Когда жители городов по тем или иным причинам покинули их, наземные постройки начали постепенно разрушаться и, потому, сохранились плохо. Руины поросли кустарником, кое-где даже лесом. Остались на виду наиболее прочные части стен и, главным образом, пещеры, давшие повод путешественникам XVIII XIX веков назвать эти пепелища «пещерными городами», так как сложилось впечатление, что пещеры были основным жильём местного населения.
Среди «пещерных городов» самые крупные Эски-Кермен, Мангуп, Кыз-Кермен и Чуфут-Кале. В связи с развитием феодальных отношений, они из укреплённых поселений постепенно превратились в довольно большие по площади города, центры ремесла и торговли. Этому способствовало их выгодное положение недалеко от главных торговых путей, сложившихся в юго-западном Крыму ещё в античную эпоху.
Крепость Эски-Кермен, основанная в начале VI века, была обнесена по краю скалистого обрыва оборонительными стенами и башнями. Толщина стен достигала двух метров, высота трёх. Вместе с высеченными в скалах казематами и тремя вылазными калитками они составляли единую систему обороны. В восточной части плато, своеобразном средоточии обороны, сохранились во множестве пещерные казематы, вырубленные в скале зерновые ямы, следы жилых построек и храмов. Один из них у главных ворот имел купель, скамьи вдоль стен и епископское кресло посреди синтрона ступенчатой скамьи, огибающей полукруглый алтарь. Потолок храма поддерживали четыре высеченных в скале столба. Позднее храм был расширен к северу и востоку.
Северо-западнее Эски-Кермена на плато небольшой горы, отделённой от остальных вершин глубокими балками, высится Кыз-Куле башня с арочным проёмом в нижней её части. Это остатки феодального укрепления, построенного не ранее X XI веков.
Неподалёку знаменитый Мангуп бывшая столица независимого христианского княжества Феодоро. Мангупская крепость появилась, возможно, ещё в эпоху раннего средневековья и в дальнейшем продолжала расширяться, превратившись со временем в самый большой по площади средневековый город Таврики. Кроме пещер, на Мангупе сохранились руины цитадели, остатки большой базилики и других построек, а также оборонительных стен, в основном XIV XV столетий.
Укреплённый город Чуфут-Кале, возникший, по-видимому, в Х веке, - всего в 3, 5 километра к юго-востоку от Бахчисарайского дворца. Благодаря близости к дворцу-музею, - это один из наиболее посещаемых средневековых городов. У Южных (Малых) ворот сохранились черырёхъярусные боевые пещеры, соединённые ходами и ступенями. Позднее в них были хозяйственные помещения. Вместительные пещеры-подвалы есть в средней части северного обрыва. Остатки городских кварталов, оборонительные стены и храмы относятся к более позднему периоду времени.
В четырёх километрах к югу от Чуфут-Кале находятся развалины «пещерного города» Кыз-Кермен. С ним по соседству (юго-восточнее), на вершине отдельной столовой горы, - остатки феодального укрепления Тепе-Кермен.
На Тепе-Кермен можно увидеть множество (около трёхсот) вырубленных в скале помещений и большую пещерную церковь, как полагают исследователи, VIII IX столетий. Храм этот примечателен остатками греческих надписей, резных крестов и архитектурно оформленным возвышением алтаря, выдвинутым почти на середину церкви.
«Пещерными городами» называют также высеченные в скалах христианские монастыри Успенский, Качи-Кальон, Шулдан, Челтер, Каламиту и другие. Все они размещались вблизи городов, замков и больших сельскохозяйственных поселений.
Успенский монастырь, ближайший сосед Чуфут-Кале, был основан в конце VIII начале IX века иконопочитателями беженцами из Византии. На протяжении веков монастырь этот был одним из средоточий христианства в Крыму и просуществовал вплоть до семидесятых годов XVIII столетия, до выселения крымских христиан в Приазовье.
Остатки Каламиты хорошо видны с дороги в современном Белокаменске, на Монастырской скале. В скале этой более двухсот расположенных ярусами пещер, а наверху полуразрушенные стены и башни крепости. Археологи установили, что укрепление здесь появилось в шестом столетии, монастырь же возник, вероятно, в восьмом девятом веках. Восемь монастырских церквей пещерных и наземных сообщались ходами и лестницами между собой и с крепостью.
По соседству с Каламитой напротив неё был ещё один небольшой пещерный монастырёк на левом берегу реки Чёрной. Остатки его до сих пор видны у дороги за мостом. А южнее Каламиты, за балкой Гайтани, сохранились в так называемой Загайтанской скале двенадцать ярусов пещер, некогда сообщавшихся между собой лестницами и висячими галереями, - целое поселение, быть может, связанное с монастырём Каламиты.
Также одним из не менее замечательных монастырей является Челтер-Коба (или Челтер). Этот монастырь, с высеченными в скале кельями, лестницами и большим пещерным храмом, находится в ближайшем соседстве с Сюйренской крепостью, о которой речь пойдёт впереди. Соседство было не случайным: крепость на отдельном мысу (Куле-Бурун) и монастырь, а также большое количество высеченных в скале винодавилен, хлевов с яслями, скальных навесов с коновязями всё вместе взятое представляет собой ярко выраженный феодальный комплекс военных, культовых и хозяйственных сооружений.
Рассмотрим теперь упомянутое нами Сюйренское укрепление памятник, расположенный вблизи села Малосадового, на левом берегу реки Бельбек. От всего укрепления уцелела лишь половина башни с каменной скорлупой свода. Камни свода, уложенные концентрическими кольцами, несколько уменьшаются к центру. Там, где хранились незначительные островки штукатурки, можно различить следы фресковой живописи. С восточной стороны башня похожа на огромную нишу. Не сразу догадаешься, что видишь внутренность круглой двухэтажной башни, разрушенной, кстати сказать, землетрясением 1927 года.
Следует также отметить, что хотя в период раннего средневековья в Крыму построено немало оборонительных сооружений, они, как и храмы, часто создавались на обломках более древних стен, либо сильно переделывались в последующие времена и потому в «чистом» виде практически не сохранились.
Источники: Архитектурные памятники Крыма. Крикун Е. В.
Пещерные города Крыма. Е. Якушева, А. Нижура.