ДостопримечательностиПриродаПарки (дендрарии) и сады

Парки (дендрарии) и сады

Сады и парки Крыма, особенно его южной прибрежной части, представляют большую архитектурно-художественную, научную и практическую ценность. Возникли они в основном в ХVIII и в XIX в., однако, начало декоративному садоводству здесь было положено в далеком прошлом. В свое время крымские сады носили преимущественно утилитарный характер. До некоторой степени такими являются небольшие дворцовые сады крымских ханов в Солхате (Старом Крыму) и Бахчисарае. Они имеют смешанный характер: декоративные растения размещались в них в смеси с лесными породами и садово-огородными культурами.

С включением Крыма в состав России сюда, и особенно на Южный берег, устремились разного рода вельможи, крупные чиновники и помещики. Они получали от правительства лучшие земли и создавали на них свои имения и роскошные дачи, украшенные садами и парками с богатой южной и экзотической растительностью, скульптурами, фонтанами, беседками. К этому времени, в частности, относится сооружение блестящих по архитектуре дворцов и замечательных парков в Алупке, Гурзуфе, Симеизе.

На характер закладки парков в этот период сильное влияние оказал ландшафтный стиль, который прочно утвердился в те годы в русском паркоустройстве. На Южном берегу Крыма этому в значительной степени способствовали благоприятные природные условия, в том числе хорошо выраженный рельеф местности.

При создании садов и парков в них включались отдельные элементы рельефа и предметы естественной природы, которые сами по себе представляли исключительную декоративную ценность. Сюда относятся своеобразные выступы скал, нагромождение обломков гигантских каменных глыб, соседство моря, причудливые бухты, естественные леса и отдельные замечательные по красоте и оригинальности деревья. Примеры разумного включения замечательных элементов природы в сады и парки многочисленны, но особенно хорошо и уместно они использовались в парках Фороса, Меласа, Алупки, Харакса («Днепр»), Жемчужины, Нижней Ореанды, Ливадии, Никитского Сада и Гурзуфа.

Большинство парков Крыма создавалось на базе местных лесов. Особенно большую декоративную ценность представляют дуб пушистый, фисташка дикая, сосна крымская, можжевельник высокий, земляничник мелкоплодный и другие. Наряду с экзотами и произведениями архитектуры малых форм они создают выдающиеся элементы садово-паркового искусства.

Большое оживление в сады и парки вносит вода: озера, пруды, каскады, фонтаны и прочие гидротехнические устройства. К сожалению, Крым беден водой, и поэтому она, как важный декоративный элемент, мало используется. Алупкинский парк - одно из счастливых исключений. Здесь чудесные озера, каскады, фонтаны и нежно журчащие ручейки. Особенно впечатляющи они весной и в начале лета, в пору большой воды.

Приятно оживляет ландшафт Черное море, которое видно с многих точек многочисленных парков, разбросанных по взморью.

Некоторые старые парки отличаются образцами архитектурных малых форм. Особенно изящны и художественны небольшие фонтаны, вазы и мраморные садовые скамьи в Алупкинском и Ливадийском парках, бесподобны правдивостью и тонкостью исполнения мраморные львы на Львиной террасе у Алупкинского дворца. Прекрасно исполнены и удачно распределены в Гурзуфском парке фонтаны крупного масштаба: «Ночь», «Рахиль», «Мать» и другие.

Очень хороша белая беседка-ротонда Нижней Ореанды, сооруженная в классическом стиле. Она удачно вписана в окружающий горный ландшафт и изумрудную зелень леса, в соседстве с безграничными пространствами моря. Из беседки в ясное утро море кажется окутанным нежно-голубоватой пеленой, сливающейся на горизонте с небом. Замечательны также перголы Ливадии, Кореиза и других. В декоративном оформлении некоторых парков весьма удачно использованы выдающиеся археологические находки: колонны, вазы, скульптуры и т. д., например остатки Генуэзской башни в парке Артека, остатки внутреннего дворика - patio-garden, найденные при раскопках древних поселений на мысе Ай-Тодор, терракотовые вазы в Ливадийском парке. Археологические памятники не только оживляют парки, но имеют также большое познавательное значение. Они дают представление о материальной культуре народов, живших в далекие времена.

Но главным богатством крымских парков, а тем более его южной, прибрежной части, является зелень. Огромное разнообразие деревьев, кустарников и цветочных растений, их умелое распределение и сочетание в садово-парковых композициях чарует своей прелестью.

Благоприятная природа и специфичность местных условий определили особые приемы и способы применения в садово-парковом строительстве Крыма декоративных растений. Во многих парках возникли весьма интересные фрагменты культурного ландшафта, например, групповые посадки из однородных древесных пород. Такие посадки усиливают декоративные особенности и создают интересные элементы пейзажа.

Наиболее характерны для Крыма рощи кедра ливанского с мощными стволами, могучими раскидистыми кронами и замечательной игрой света и тени под их пологом;

-рощи кедра атласского голубого, широко разбросавшего ветви с нежно-голубоватой хвоей, и раскидистый, величавый габитус (внешний облик) деревьев прекрасно проектируется на фоне темно-зеленой листвы соседних деревьев и на склонах гор;

-рощи пинии, или сосны итальянской, с величественными красновато-сизыми стволами и мощными зонтообразными кронами;

-рощи сосны алеппской с оригинально наклоненными к югу стволами и шаровидной кроной, густо покрытой нежно-зеленой хвоей, издающей специфический запах смолы и терпенов, богатый фитонцидами;

-рощи из магнолий крупноцветной, выдающейся своими внушительными размерами, широкой кроной, блестящей темно-зеленой листвой и очень крупными ароматными кремовато-белыми цветками;

-рощи из платана восточного и платана клинолистного, замечательные необыкновенной мощью деревьев, крупной орнаментальной нежно-зеленой листвой.

Исключительно большое впечатление оставят рощи из дуба каменного и пробкового, сосны крымской и судакской, кипарисов и многих других пород.

Не менее характерны для парков Крыма приемы небольших монументальных посадок в виде плотных групп из кипариса пирамидального для замыкания внутрипарковых перспектив, акцентирования входов, а также для создания контрастов в сочетании с другими породами и архитектурными сооружениями строгих классических форм. Такие приемы группировок монументальных композиций встречаются часто.

Интересны аллеи из кипариса пирамидального загущенной посадки для образования плотных высоких стен из густой зелени. Аллеи такого типа хороши на юге с его жарким, сухим летом. Они удобны для отдыха и прогулок в тени, а также для защиты от господствующих ветров и пыли (Артек, Гурзуф, Алупка, Жуковка, Кастрополь и др.). Оригинальна полуизогнутая аллея из кипарисов в Никитском ботаническом саду, создающая впечатление бесконечности.

Весьма интересны аллеи из плотных групп кипариса пирамидального (по 5-9 растений вместе) с разрывами - окнами (через 5-8 метров) между ними. Такие разрывы открывают красивые ландшафты парка, и прекрасные виды на морские дали и горы. Характерным примером этого служит аллея в западной приморской части Алупкинского парка.

Характерны загущенные рядовые посадки из кипариса пирамидального для защиты от неблагоприятных явлений природы или закрытия второстепенных объектов. Интересны такого вида посадки в Верхнем Кастрополе, которые, в общем, создают впечатление непроницаемой высокой и плотной зеленой стены.

Поучительна фигурная (топиарная) стрижка декоративных растений: лавра благородного, дуба каменного, буксуса, можжевельника виргинского и других растений.

Оригинальны приемы создания беседок из живых растений в парках Жуковки и Карповки в районе Кастрополя. Они образованы путем загущенной или несколько изреженной посадки по окружности пирамидального кипариса.

Широко применяются в Крыму контрастные сочетания растений. Принцип контрастности культурных насаждений отчетливо выявляется в пейзажной части Алупкинского парка: на платановой, солнечной и особенно на контрастной поляне, где путем сопоставления выявлены наиболее характерные черты растений. Интересна здесь комбинированная группа земляничников: в центре - земляничник мелкоплодный с высоким стволом, кораллово-красным зимой и оливково-зеленым летом, и ажурной светло-зеленой листвой. Эти насаждения окружены более низкими по росту деревьями земляничника крупноплодного, имеющими почти черную бороздчатую кору и темно-зеленую крону.

Во многих парках Южного берега Крыма нередко можно встретить замечательные посадки кедра атласского голубого с мощными, беспорядочно разбросанными ветвями, четко проектирующимися на фоне темной зелени кипарисов.

Большой интерес представляет художественное распределение отдельных растений, групп и даже их массивов для получения одноцветного, контурного очертания на несколько освещенном фоне. Проекции таких силуэтов часто можно видеть во многих парках Крыма. Замечательно вырисовывается на фоне моря, на стенах зданий или на фоне вечернего или утреннего неба стройные кипарисы, очертания кедров гималайских, зонтообразные формы сосны крымской, широкопирамидальные тополя, пальмы вееролистные и другие растения с четко очерченными формами своего габитуса.

Известно, что в сумерках при искусственном освещении в основном воспринимается не цвет, а свет и тени. Ночью видны только белые и бледно-окрашенные цветки (светло-желтые и другие). Поэтому в южных парках для вечернего эффекта используются юкки, алиссум белый, табак душистый, петуния белая, маргаритки, левкой белый и розовый, нарциссы и т.д. Из древесных пород и кустарников такими свойствами обладают магнолия крупноцветная, калина вечнозеленая, чубушники, экзохорда, роза, особенно белые и кремовые сорта, спирея, вейгелия, дейция и прочие.

На Южном берегу Крыма крутые прибрежные склоны, и особенно те, которые подвержены влиянию морских брызг, трудно поддаются озеленению. Наиболее хорошо здесь прививается сосна алеппская, калабрийская и судакская.

Крымские парки - национальное достояние. Это богатейшее наследство, созданное трудом и талантом нескольких поколений творцов и тружеников, которые украсили скалистые солнечные побережья и плоские равнины зелеными ожерельями, устроили на каменистых сухих почвах этот «вечный праздник юга», мечтая о нем, но, так и не увидев в полной красе.

 

Источники: И. В. Крюкова, Л. Н. Слизик, «Вы в Крыму»

М. П. Волошин, «Парки Крыма»