Точно сказать, какой из домов Севастополя восстановили после Крымской войны, нельзя, но, скорее всего, это был один из домишек на Артиллерийской, Корабельной или другой слободке. Люди состоятельные или чиновные перебрались в другие места, а бедняки вернулись с Северной стороны на родное пепелище – им уезжать было некуда. Ловили рыбу, устриц, занимались яличным извозом и водили туристов. Они хлынули потоком сюда и не только из России, но и из Западной Европы и даже Америки (в 1867 г. в Севастополе был Марк Твен, оставивший выразительное описание разрушенного города). В 1857 г. в Николаеве печатается (автор Д. Афанасьев) «Путеводитель по Севастополю, его бастионам и окрестностям, изданный с целью благотворения на его развалинах». Видимо, не сладко приходилось местным жителям, если была надобность в «благотворении на развалинах».
Но время шло, и город постепенно возрождался. Сооружались дома, отмеченные эклектизмом, что вполне подходило для южного, курортного (а Севастополь пытались превратить в курорт) города. К счастью, это слово (как и «модерн») перестало быть ругательным, и нас уже не шокирует смешение стилей даже на одном фасаде. А было время, когда некоторые архитекторы города даже требовали сноса двух лучших зданий Севастополя – нынешнего Дворца пионеров и Художественного музея. Разум восторжествовал, т. к. восстановить их оказалось намного дешевле, чем построить заново.
Художественный музей (1899 г.) – действительно очаровательная постройка. Его фасад уникален огромным количеством декора, деталей разных эпох и стилей: здесь атланты, колонны всех ордеров, маскароны, элементы барокко. По 4 этажу идут мансарды, здание нарочито асимметрично: с одной стороны фонарь, с другой – открытые балконы. Нужно было иметь бездну фантазии, чтобы создать столь живописное сооружение (к сожалению, автор пока неизвестен).
Дворец пионеров (бывший Институт физических методов лечения, 1914 г., архитектор В. А. Чистов) – совсем другое дело. Главный фасад украшает коринфский портик, охватывающий все 3 этажа. Колонные стоят на высоких гранитных пьедесталах, между ними – парадная лестница. Интересно решен и морской фасад (здание стоит на самом берегу): 2 выступающих 3-этажных крыла образуют внутренний дворик с бассейном. От набережной его отделяет изящная ротонда с коринфскими колоннами на высоком цоколе.
Сильно пострадавшее во время Великой Отечественной войны, здание реставрировано в 1966 – 1967 гг. по проекту А. В. Бобкова и А. Л. Шеффера. При этом, к сожалению, были уничтожены скульптуры по обеим сторонам фронтона главного фасада (они изображали мчащиеся колесницы).
Владимирский собор на Центральном холме – наиболее заметное здание Севастополя. Его блестящий на солнце купол виден отовсюду. Собор служит усыпальницей многих высших офицеров Черноморского флота. Самые известные из них: М. П. Лазарев, В. А. Корнилов, П. С. Нахимов и В. И. Истомин. Их имена высечены на наружных стенах собора. Его заложили в 1854 г., но к началу осады успели возвести только фундамент. При этом следовали проекту К. А. Тона (1794 – 1881), который запроектировал кресто-купольный пятиглавый кубовидный храм для сооружения в Херсонесе, но по желанию М. П. Лазарева его решили строить в Севастополе.
В 1862 г. возобновить строительство пригласили архитектора А. А. Авдеева, 1818 – 1885). Он жил тогда в Севастополе, сооружал храм св. Николая на Братском кладбище (Северная сторона). А. А. Авдеев не был сторонником официального «русско-византийского стиля» с его обязательным пятиглавием, апологетом которого был К. А. Тон. А. А. Авдеев отказался следовать его замыслу и разработал новый проект на основе подлинной византийской церковной архитектуры, которую хорошо изучил.
Фундаменты были использованы прежние, строительство завершили только в 1888 г., после смерти автора. Храм однокупольный с восьмигранным барабаном и треугольными фронтонами по всем фасадам. Выполнен он из местного светлого известняка, на фоне которого выделяются темные колонны из лабрадорита с мраморными резными капителями, на которые опираются арки. Общая высота собора – 32,5 м.
Источник: Е. В. Веникеев. «Севастополь и его окрестности»