ДостопримечательностиИстория и архитектураИстория и архитектура Крыма

Возникновение и развитие городов в Крыму в XIX веке

В первой половине XIX в. на полуострове достаточно быстрыми темпами развивалось градостроительство, расширялись старые города, начали возникать новые. Характерной чертой Крыма было увеличение в начале XIX в. удельного веса горожан и сравнительно быстрое развитие морских портов.

 

Симферополь

По данным камерального описания Крыма, составленного в 1783 г., в Ак-Мечети насчитывалось в ту пору 331 дом и 7 мечетей. Таким был город – предшественник Симферополя. Датой основания Симферополя следует считать 8(19) февраля 1784 г. – день подписания Екатериной II указа «Об административном устройстве Таврической области». Новый город должен был стать центром области и по предложению ученого и общественного деятеля Евгения Булгариса получил название Симферополь. «Сие наименование означает город пользы, а потому герб – улей с пчелами, имеющими вверху надпись полезное» (впоследствии герб города менялся).

Потемкин некоторое время искал наиболее удобное место для Симферополя, а затем остановил свой выбор на местности близ Ак-Мечети. Согласно указам Екатерины II, в распоряжение Г. А. Потемкина выделялись 99181 рубль ежегодно на расходы по управлению областью, 12 тыс. рублей «на строения, потребные в городах областном и уездных», и по 20 тыс. рублей, начиная с 1784 г., «для производства публичных строений по городам областному и уездным».

Первые строения Симферополя были заложены, очевидно, в июне 1784 г. Для строительных работ направлялись уволенные из русской армии солдаты. Постепенно новый город рос и заселялся выходцами из губерний России. Уволенные из русской армии солдаты и вывезенные сюда помещиками крестьяне – таковы были первые переселенцы. Заселялись и окрестности города. Уже в 1803 г. в городе насчитывалось 197 лавок, 12 кофеен, 13 постоялых дворов, 16 трактиров, 11 кузниц и 20 пекарен. Город был еще совсем небольшим: к концу 30-х годов он располагался в основном в квадрате нынешних улиц Пушкина, Горького, Толстого и реки Салгир. Одним из лучших домов города в этот период был дом губернатора.

Развитию Симферополя способствовали статус «столицы» и дорожное строительство - шоссейной дороги до Алушты (1824–1826 гг.), а затем и до Ялты. Постепенно город становится административным, ремесленным и торговым центром. В 1836 г. в Симферополе было уже 1014 домов. Достаточно быстро увеличивалось и население города. Так, в 1792 г. в Симферополе проживало 1600 чел., а в 1849 г. уже насчитывалось 13768 душ обоего пола.

 

Ялта

К новым городам, возникшим в Крыму, относится и Ялта. К началу века это была небольшая деревушка из 13 домов, одной мечети и церкви. Основным препятствием в развитии будущего города была труднодоступность, отсутствие дорог.

Положение стало изменяться с назначением в 1823 г. генерал-губернатором Новороссии графа М. С. Воронцова. По его инициативе началось строительство дороги на Южный берег, устройство мола и порта в Ялте. Небольшая деревушка постепенно превращалась в центр всего побережья. Шоссейные дороги связывали поселок с Симферополем и Севастополем, появляется свой морской порт. Указом от 15 апреля 1838 г. Ялта получила статус города.

Несмотря на то, что во время Крымской войны часть построек Ялты была разрушена, город быстро восстанавливается. За ним уже прочно укрепилась слава престижного курорта. После того как известный русский ученый С. П. Боткин сделал заключение о схожести южнобережного климата со средиземноморским, Романовы приобретают вблизи Ялты имение Ливадию, а вслед за царской семьей сюда устремляется большая «свита». Отдыхать в непосредственной близости с царской семьей было престижно. Город к концу века превращается в известный курорт, в «русскую Ниццу», «русскую Ривьеру». К этому моменту в городе насчитывалось около тысячи домов с 22630 жителями. В курортный сезон количество «жителей» резко увеличивалось.

 

Севастополь

По указу 1783 г. начинается строительство города Севастополя – крепости и базы русского военного Черноморского флота. Для строительства в город направлялись значительные силы. К 1829 г. Севастополь был уже крупным городом, в нем насчитывалось вместе с военными около 30000 жителей.

Особенно быстро строился и укреплялся Севастополь при адмирале М. П. Лазареве, который был назначен в 1834 г. командующим Черноморским флотом. При нем строятся крепостные батареи, доки, портовые сооружения. Общий объем строительных работ определялся в 15 млн. рублей. К середине века в городе насчитывалось несколько тысяч каменных домов, много зданий военного ведомства, бывший военный госпиталь и ряд других учреждений.

Быстрыми темпами развивались уже существовавшие города, за исключением, пожалуй, Бахчисарая и Карасубазара, которые сохраняли средневековый облик.

По существу, заново приходилось строить город славы, настолько велики оказались разрушения в ходе битвы за этот город во время войны; оставалось всего чуть более десятка неповрежденных строений. Но, как говорится, «положение обязывало», и город быстрыми темпами восстанавливался, особенно после отмены трактата о нейтрализации Черного моря. Еще больше ускорили этот процесс прокладка железной дороги и учреждение торгового порта. К концу века в Севастополе уже насчитывалось 3250 жилых домов и 67752 жителя (кроме военнослужащих).

 

Керчь

К началу века Керчь была совсем небольшим поселком, но учреждение в ней в 1821 г. «Полного карантина» (все суда, направлявшиеся из Черного моря в Азовское, проходили в Керчи обязательный карантин) стимулировало развитие города. Керчь становится своеобразным перевалочным пунктом товаров, идущих за границу и из-за границы. Постепенно растет число жителей, и в 1839 г. их было уже 7498, а в 1849 г. – 12000. Возрастал удельный вес керченского порта в заграничной торговле. В городе возникло 5 предприятий: макаронная фабрика, сахарный, кирпичный, речной и мыльный заводы. Быстрыми темпами развивалось ремесло.

 

Феодосия

Восстанавливается и развивается один из древнейших городов Крыма – Феодосия. Этому прежде всего способствуют удобный порт и торговля. К 1849 г. в городе был уже 971 дом с 8215 жителями. Феодосия становится достаточно крупным городом. Она постепенно превращается в крупный торговый город-порт, соединенный с торговыми и административными центрами страны. К концу века в городе уже насчитывалось более 30 тыс. жителей.

В первой половине XIX в. градостроительство в Крыму развивалось успешно, быстрыми темпами увеличивалось городское население, и к 1851 г. оно составляло около 85000 чел., увеличилось по сравнению с началом века в 6 раз. Это привело к тому, что удельный вес городских жителей в Крыму был высоким – 27%.

 

Евпатория

Курортным и лечебным центром западного побережья становится Евпатория. Этому способствовали целебные свойства Мойнакской грязи. В то же время город имел порт, через который шел значительный товарооборот.

Как бы в стороне от прогресса по-прежнему стояли такие города, как Карасубазар (Белогорск) и Бахчисарай, по-прежнему сохраняя свой средневековый облик.

 

Источник: В. П. Дюличев. «Рассказы по истории Крыма»