ДостопримечательностиИстория и архитектураИстория и архитектура Крыма

Вокзалы Севастополя

В Севастополе нет необходимости уточнять, какой из вокзалов вы ищете. Оба, железнодорожный и автовокзал, затянуты петлёй дороги, соединяющей Южную (Городскую) сторону Севастополя и Корабельную. Поэтому на маршрутах городских микроавтобусов они обозначены вместе: вокзалы.

С вокзалов без пересадки можно попасть практически в любую часть города. Кстати, сами юркие транспортные средства, в народе – «маршрутки», в Севастополе получили название «топиков». Не будем вникать в этимологию слова, уходящую в первые постперестроечные годы. Просто не удивитесь (особенно если вы – мужчина), когда услышите, что вам нужен какой-нибудь «топик».

Петля, которую делает дорога от Городской стороны к Корабельной, – необходимость обогнуть Южную бухту. Вокзалы находятся на плоском низинном месте как раз на полпути между двумя частями города. Когда-то здесь, в устье бухты, были болота и соляные озёра, на которых херсонеситы добывали соль. Потом эти самые болота, затрудняющие движение городского транспорта и кишащие малярийными комарами, стали весьма досадным в жизни города фактом. Поэтому, когда при адмирале Лазареве для строительства новых адмиралтейских верфей было срыто несколько миллионов кубометров земли и дроблёного камня – целая гора! – решили убить двух зайцев сразу. Огромные массы грунта вывезли на соляные озёра: так образовалась Пересыпь.

Здесь, на Пересыпи и был открыт железнодорожный вокзал станции Севастополь, куда в 1875 году по Лозово-Севастопольской железной дороге пришёл первый поезд. Вокзал был разрушен в годы Великой Отечественной – уже во второй раз, потому что вандалом прошло здесь ещё Ялтинское землетрясение 1927 года. Восстановление здания происходило по плану зодчего В.П. Богоявленского, с авторскими новшествами (башенки со шпилями и др.) в оригинальный проект; а в начале 21-го века и сам вокзал, и перроны, и привокзальная территория дождались своей генеральной реконструкции. Сегодня севастопольский вокзал – прелестный образчик небольшого провинциального вокзала, куда каждое лето спешат столичные поезда с теми, кто успел загодя приобрести билеты в Крым.

Здесь же, на железнодорожном вокзале находится самое удобное в Севастополе место для игры в бильярд – городской центр бильярдного спорта.

Автовокзал уступает своему железнодорожному соседу в изяществе и стоит на небольшой площади имени В.Д. Ревякина. От площади ответвляется ведущая за город улица, носящее то же имя, что и площадь: на ней находится Дом-музей самого В.Д. Ревякина, одного из руководителей Севастопольского антифашистского подполья.

Возле автовокзала установлен необычнейший паровоз-памятник с крупной, заметной издали надписью «Смерть фашизму!». Особенно любят его дети, которым приходится вместе с родителями ожидать какого-нибудь междугородного автобуса: вскарабкаться на крышу паровоза доставляет им огромное удовольствие. Паровоз «ЭЛ-2500», изготовленный в начале двадцатых годов, был установлен здесь в 1967 году в память о бронепоезде «Железняков».

Бронепоезд имел героическую судьбу: изготовленный в начале войны на Морском заводе (паровоз-памятник был одним из двух его локомотивов), он внезапно появлялся из севастопольских тоннелей и громил фашистов. Впоследствии фашисты захватили бронепоезд, использовали его под именем «Принц Огейн» и, как водится, взорвали при отступлении.

Напротив автовокзала – скользните взглядом поверх здания предварительных железнодорожных и авиакасс – на Красной горке находится памятник-танк. В холмистом Севастополе с каждой возвышенности открывается новый и неповторимый вид. Здесь важен не перечень зачастую тех же самых шпилей, домов и улиц, а – угол зрения. Это в полной мере относится и к горизонтам, открывающимся только с Красной горки.

 

Александр Григорьев