Марфа Степановна Сабинина родилась в семье священника, состоявшего при русской миссии в Копенгагене. Протоиерей С. К. Сабинин происходил из старинного воронежского крестьянского рода. Человек высокой культуры, получивший прекрасное богословское образование, он уделял большое внимание воспитанию своих детей а их у него было 11.
У богато одаренной от природы умом, энергией и артистическими способностями девочки ранее всего проявился музыкальный талант. В 9 лет Марфа уже исполняла сложнейшие произведения Листа.
Через несколько лет Сабинин был переведен в Веймар, где стал духовником великой княгини Марии Павловны, сестры Николая I. В Германии юная пианистка, обладающая, к тому же, прекрасным сильным голосом, поражала своими буквально фантастическими успехами.
За границей жизнь одаренной девушки была заполнена концертной деятельностью. В Москве и Петербурге она также дала несколько сольных концертов и тогда же была представлена супруге Александра II, императрице Марии Александровне. Виртуозное искусство Сабининой произвело на государыню сильное впечатление, и в 1860 г. ее вызывают из Веймара в Петербург, назначив преподавательницей музыки царских детей Великой княжны Марии и Великого князя Сергея Александровича.
Однако оказанная огромная честь навсегда прервала ее блестящую артистическую карьеру. Хотя Марфа Степановна часто играла при Дворе, давать публичные концерты уже не могла: таковы были строгие правила дворцового этикета. Но деятельная натура Сабининой вскоре нашла применение энергии добра, заложенной в ее душу Богом. В 1866 г. она первой высказала мысль об основании Общества Красного Креста, уже существовавшего во всей Европе (кроме России и Турции). Идея объединения благотворительных движений милосердия в стране под эгидой Российского отделения этой ставшей уже популярной международной организации была горячо поддержана императрицей Марией Александровной. Ее Величество не только постоянно вносила в Красный Крест крупные суммы из собственных средств, но и принимала личное участие в ряде его благотворительных акций.
Когда же истек 8-летний срок, на который Сабинина была приглашена ко Двору, ее подруги уехали в Джемиет имение баронессы М. П. Фредерикс близ Ялты. Здесь они деятельно приступили к осуществлению давней мечты Марии Петровны построить у себя церковь и создать при ней Общину сестер милосердия. Однако для этого требовались немалые деньги, которых запущенное имение дать не могло. И здесь вновь, уже в условиях, совершенно отличных от всей ее прежней жизни, проявились незаурядные организаторские способности Сабининой. За короткое время эта талантливая женщина в деталях изучила тонкую науку виноградарства и виноделия. Она сумела поставить винодельческое хозяйство имения на такой уровень, что «мускаты» и «токаи» собственного подвала баронессы на Ялтинской и Одесской выставках получили золотые и серебряные медали. Джемиет стал приносить ощутимый доход.
В 1870 г. деятельность по созданию Общины сестер милосердия пришлось на время прервать. Началась франко-прусская война, и императрица предложила М. С. Сабининой и М. П. Фредерикс выехать в Германию к королеве Вюртембергской, великой княгине Ольге Николаевне с тем, чтобы ознакомиться с работой германского и французского Красного Креста во время военных операций. На специальном санитарном поезде подруги объездили всю линию фронта, тыловые госпитали и лазареты. Иногда по несколько суток подряд им не удавалось даже немного поспать днем они работали, а ночами писали отчеты государыне обо всем увиденном.
Когда они вернулись в Крым, их ждал бесценный подарок: приехавшая в Ливадию императрица Мария Александровна в знак благодарности пожаловала каждой из них только что утвержденный в России новый почетный знак отличия драгоценную брошь с изображением Красного Креста.
С 1872 по 1876 гг. жизнь Марфы Степановны была полностью посвящена устройству в Джемиете церкви и Общины сестер милосердия.
В историю отечественного Красного Креста эта вторая по времени появления и значимости, после Петербургской, община подобного рода вошла под именем Благовещенской по названию церкви, которая была освящена в мае 1876 г. в присутствии императрицы и Августейших детей Сергея и Марии, и Сабинина была назначена настоятельницей.
Вскоре крымский отряд сестер милосердия под руководством Сабининой продемонстрировал свои патриотизм, самоотверженность и высочайшую профессиональную подготовку в Балканском кризисе сначала в 1876 г. в Сербии, куда они были направлены русским правительством в помощь восставшему против османского ига славянскому населению, а затем, с объявлением русско-турецкой войны 1877 78 гг., при организации первой помощи раненым солдатам и офицерам.
Возвратясь на родину, Сабинина и Фредерикс продолжили свою созидательную деятельность в Джемиете. Главной целью общины было оказание бесплатной медицинской помощи людям, не имевшим средств на лечение. Тяжелобольных помещали в созданный своими силами госпиталь при церкви Св. Благовещения. Тем же, кто мог ходить, предоставлялись необходимые лекарства и постоянное наблюдение врачей и фельдшеров. Многие известные ялтинские врачи (особо следует упомянуть В. Н. Дмитриева) активно поддерживали подвижничество основательниц Российского Красного Креста, безвозмездно проводя лечение и консультации всех, кого пригрела у себя Крымская Община. Они же обучали сестер милосердия основам ухода за больными.
Любовь и сострадание к ближнему, поразительно бескорыстное стремление помочь несчастным и страждущим, добро, которое они постоянно делали многим и многим людям, казалось, должны были найти горячий отклик восхищения и благодарности в душах всех, кто окружал этих великих женщин.
После ужасной трагедии лета 1882 г. ближайшие подруги М. Сабининой Фредерикс и С. В. Дараган уговорили Марфу Степановну переехать на некоторое время в Кастрополь, в имение баронессы Толль, чтобы попытаться найти успокоение вдали от места случившегося. Там она замкнулась в тихой домашней жизни, рисуя прекрасные картины, занималась цветами, музыкой, писала воспоминания.
Последним ее добрым делом на крымской земле было сооружение в Кастрополе, где на 12 верст в округе не было Божьего храма, изящной переносной церкви.
Источник: Д. Лосев. «Крымский альбом-1999»