Республика КрымИсторияИстория Крыма

Культура античных городов Крыма I в. до н. э. – IV в. н. э.

Античная культура, которую принесли в Тавриду греческие переселенцы, оказала очень большое влияние на духовный мир и социально-экономическое развитие местных племен.

Жилищная застройка городов была неоднородной в центральной части обычно селились наиболее зажиточные граждане.

Дома знатных и богатых людей имели площадь более 500 кв. м каждый. Их внутренние дворы окружались обычно со всех сторон портиками, в парадных помещениях полы были выложены галькой с сюжетными или орнаментальными мотивами, а стены имели роспись.

Сохранились на территории Крыма погребальные памятники греческих переселенцев. Среди них монументальные каменные склепы с курганными насыпями, расписанными стенами, богатым погребальным инвентарем расписной посудой, ювелирными изделиями, различными украшениями, принадлежащими знати. Вместе с тем, встречаются обыкновенные земляные могилы с одним или несколькими простыми сосудами или вовсе без них захоронения беднейших жителей.

Культурную жизнь населения античных городов Таврики можно проследить по многочисленным находкам того времени памятникам эпиграфики надписям, вырезанным на каменных плитах, содержащим тексты государственных законов, декретов, договоров и т. д.

Судя по большому количеству графики на обломках посуды, стилей костяных палочек для письма и других памятников, значительная часть населения была грамотной. Дети свободных граждан обычно получали начальное образование. Они обучались чтению, письму, счету.

Население городов Таврики было хорошо знакомо с тогдашней литературой, в частности, с лирической и эпической поэзией.

Греки, жившие в Херсонесе Таврическом и в Боспоре Киммерийском, знали «Илиаду» и «Одиссею», в которой Киммерия безосновательно характеризуется как «печальная область, покрытая вечно влажным туманом и мглой облаков».

Вскоре колонизуемые ими берега покроются оливковыми рощами, садами и огородами, плантациями виноградников. От соседей скифов, тавров, славян Приднепровья потечет в метрополию через Понт, теперь уже Эвксинский (Гостеприимный), нескончаемый поток зерна, рыбы, меда, шерсти, кожи, а также закупаемых у воинственных скифов, сарматов и тавров рабов. Подростки и юноши учатся в школах на примерах доблести героев древних сказаний Гомера. Найден обломок камня, на котором вырезаны слова из «Илиады»: «Продвинулись звезды». По словам К. Маркса, «Илиада» и «Одиссея» по своей целостности и гармонии получили всеобщее признание в качестве «недосягаемого образца».

Греки хорошо знали Крым и живущие вокруг него народы. Эврипид на крымском материале пишет драму «Ифигения в Тавриде», Геродот в V в. до н. э. рассказывает о религиозных верованиях скифов, о таврах, которые живут «грабежом и войной».

В городе также были свои поэты, которые перед битвами для поднятия боевого духа граждан читали стихи.

Значительного развития достигла музыкальная культура. В городах в театральных сооружениях устраивались концерты. Население охотно посещало выступления приезжих музыкантов.

Были в таврических городах и собственные профессиональные музыканты. Судя по надписям, скульптуре, живописи и изображениям на монетах, здесь были распространены лиры, флейты, трубы, кифары. Музыканты Тавриды были известны и за ее пределами. До нас дошло имя боспорца Исила (III в. до н. э.), учителя музыки, принимавшего участие в дельфийских соревнованиях.

Популярностью пользовались также театральные представления. Из источников известно о существовании театров в Херсонесе и Пантикапее, однако раскопан только

article_info_small.htm?id=10006" new>театр Херсонеса, возникший еще в эллинистическое время и просуществовавший до IV века н. э. Этот театр вмещал около 3 тыс. зрителей.

Приобрели славу и некоторые ученые Тавриды историки и философы. В частности, в III в. до н. э. в Херсонесе жил Сириск, описавший историю своего города. Академик В. В. Струве называет его «древнейшим историком» Крыма. За свои труды, как свидетельствует надпись на стелле III в. до н. э., расшифрованная В. В. Латышевым, он был увенчан золотым венком, в его честь издан почетный декрет. В это же время жил боспорский философ Силикр. Популярностью пользовались также выходцы из Таврики философ Дифил и Стратоник (I в. н. э.).

Античные государства Северного Причерноморья (Тавриды) играли прогрессивную роль, они положительно влияли на жизнь тавров, скифов, сарматов, алан, славян и других народов. Каменные и бронзовые орудия труда тавров были быстро вытеснены железом. В Неаполе Скифском столице Скифского государства появились греки-торговцы, виноделы, оружейники, золотых и серебряных дел мастера (звериный стиль), в обиход вошла прекрасная краснолаковая и чернолаковая посуда, была воспринята и греческая письменность, о чем свидетельствуют надписи на памятниках Неаполиса. Местные греческие философы, писатели, поэты, географы изучают быт, обычаи и религию скифов и тавров, учат детей скифской знати. Нередкими были и смешанные браки.

В Пантикапее жил и Диофил Боспорянин ученик и последователь Евфанта. Смысл жизни он видел в творчестве, в общении с людьми. Среди философов были и скифы. Один из них Анахарсис был сторонником единения людей независимо от их национальной принадлежности. В греческих гимназиях обучались дети знатных скифов и других соседних народов.

 

Источник: В. Е. Потехин, Д. В. Потехин «Культура народов Крыма»

В. П. Дюличев «Рассказы по истории Крыма»