Культурному расцвету Херсонеса способствовали постоянные торговые, политические и культурные связи с греческими городами. Из эпиграфических текстов исторической науке стали известны случаи дарования Херсонесом прав гражданства, предоставления проксений и гостеприимства многим лицам из Синопы, Гераклеи, Родоса и др. Примером проксении может служить надпись, вырезанная на мраморной плите, датируемая III в. до н. э., когда торговые связи Херсонеса с Родосской республикой были особенно оживленными: «Проксения Тимагора Родосца. Совет и Народ дал. Феотим [сын такого-то], Антигон, сын Прона, сына Автея, сказали: дать Тимагору, сыну Никагора, Родосцу проксению и гражданство самому и роду его и право въезда и выезда им самим и имуществу их в военное и мирное время...»
Херсонесцы принимали участие в общегреческих праздниках. Об этом свидетельствует, например, найденная в склепе под крепостной стеной бронзовая ваза с надписью на венчике «Приз с праздника Анакий». Вероятно, один из херсонесцев был участником состязаний на празднике Анакий, совершавшемся близ Афин в честь братьев Диоскуров – покровителей мореплавания и гимнастических игр, и вернулся оттуда победителем. Занятия гимнастикой и подготовка молодежи к спортивным соревнованиям имели целью вырастить физически сильного защитника родины. Имеются надписи, содержащие списки победителей спортивных состязаний в беге, двойном беге, длинном беге, борьбе, метании копья и диска.
Строительное дело достигло в этом городе-государстве значительных успехов. Многочисленные архитектурные фрагменты – архитравы, капители, базы, фризы, карнизы – отличаются весьма тщательной отделкой. Если высеченные из мрамора части могли привозить из Греции в готовом виде, то известняковые надгробные памятники и детали зданий, украшенные не менее художественно, чем собственно греческие, безусловно, являются результатом труда местных мастеров.
Античная скульптура Херсонеса дошла до нашего времени тоже во фрагментах. К V в. до н. э. относится мраморная голова бородатого Диониса; о первоначальном ее виде дает представление слепок, который был снят со скульптурного изображения, когда оно было еще целым. О культе Диониса свидетельствуют и другие изображения, например, голова этого божества в венке из виноградных листьев и гроздьев с лентой на лбу. Концом V в. до н. э. датируется мраморная голова Кибелы в калафе (высоком уборе) греческой работы в стиле Агоракрита, ученика Фидия.
Редкими по художественному исполнению памятниками являются надгробные стелы, украшенные рельефными розетками, фронтоном и полихромной росписью. Высокое техническое и художественное качество указывает на наличие в Херсонесе квалифицированной местной школы зодчих, ваятелей и живописцев.
Широкое развитие получило изготовление терракот – статуэток из обожженной глины. Во множестве найдены как сами статуэтки, так и формы для их отливки. Особенно мастерски исполнены терракотовые головы Диониса, Афродиты, Ниобы, медальон с фигурами Геракла и Омфалы, маски силенов. Хорошо сохранились терракоты в могилах, куда их клали как необходимые при обрядах захоронения или просто как любимые при жизни произведения искусства. Выразительно исполнены фигурки девушек, вакхические маски Диониса и его спутников. Характерны для херсонесских находок изображения Деметры и Танатоса (гения смерти).
Важнейшим археологическим открытием последних лет было обнаружение театра в Херсонесе. Как и в других греческих городах, он располагался под открытым небом, на естественном склоне, обращенном к бухте. Над театром в средние века был воздвигнут храм, однако археологам все же удалось раскопать скамьи для зрителей, расположенные полукругом, круглую площадку, на которой выступал хор, и остатки сцены.
Непременно следует сказать и о другом ценном открытии – о мозаике, некогда украшавшей помещение для мытья. На ней изображены две обнаженные молодые женщины возле высокого сосуда с водой – лутерия, два голубя и пальметка. Этот редчайший для Северного Причерноморья памятник эпохи эллинизма (II в. до н. э.) выполнен еще в ранней технике мозаики (из целых натуральных камней – морской гальки) с большим художественным мастерством.
Есть основание говорить и о зарождении исторической научной мысли в этом городе-государстве. К концу III в. до н. э. относится почетный декрет в честь историка Сирикса, написавшего историю Херсонеса. За свой труд Сирикс был увенчан золотым венком, награжден почетным декретом и провозглашением в праздник Дионисий: «Народ венчает Сирикса, сына Гераклида, за то, что он явления богини Девы описал и с городами и царями бывшие дружественные отношения исследовал правдиво и согласно с достоинством государства».
По эпиграфическим памятникам, произведениям скульптуры и терракотам, по изображениям на монетах и другим источникам стали известны основные религиозные культы Херсонеса. Главной богиней являлась Дева – покровительница города. Этот культ был заимствован греками у тавров. В центре города находился храм Девы и ее алтарь. В честь богини-покровительницы совершался торжественный праздник Парфении, в программу которого входили, в частности, гимнастические игры и присуждения наград победителям, а также заслуженным государственным деятелям. Сохранились надписи-посвящения Деве статуй и храма; изображения ее встречаются в мраморной скульптуре, но особенно часто на монетах: на одних она показана опустившейся на колено, на других – сидящей на троне, третий тип монет – Дева, поражающая лань. Кроме Девы почиталось также божество «Херсонас» – олицетворение города. На монетах его изображали в виде женской головы с лирой. В честь Диониса, бога виноделия, устраивались празднества Дионисии, во время которых также присуждались награды от имени Совета и Народа. Геракл был особенно близок херсонесцам, так как считалось, что они вели происхождение своего племени от этого героя-дорийца. Изображения головы Геракла с его неизменным атрибутом – палицей – чеканили на монетах. Статуэтки этого знаменитейшего из мифологических персонажей часто встречаются среди терракот и мраморной скульптуры. Выразительна, например, голова юного Геракла, покрытая львиной шкурой.
Следует отметить тесные связи, существовавшие между Херсонесом и главными религиозными центрами Греции – Делосом и Дельфами. На Делосе устраивался праздник Херсонесии на средства, пожертвованные херсонесскими гражданами храму Аполлона (4000 драхм). Установление подобного праздника, возможно, объясняется участием Делоса в основании этого города-государства.
В Дельфах на протяжении III – II вв. до н. э. Херсонес пользовался особыми преимуществами: херсонесские граждане по числу полученных там проксений занимали первое место среди других городов Греции. Судя по эпиграфическим памятникам, херсонесцы совершали жертвоприношения дельфийскому Апполону и Афине. Так, например, в начале II в. до н. э. херсонесские послы принесли в жертву Аполлону сто голов мелкого скота и одного быка, а Афине – двенадцать голов скота.
Древние греки верили в загробную жизнь, и это определило их погребальный обряд: в могилу стремились положить предметы, необходимые умершему в подземном мире. Набор вещей зависел от имущественного состояния: в погребениях небогатых граждан встречаются простые предметы – чашечка, сосуд для питья и тому подобное; состоятельных граждан сопровождали при «переселении в иной мир» терракотовые статуэтки, украшения из драгоценных металлов, вазы, оружие и прочее.
Наблюдения над составом погребальных комплексов позволяет судить о социальном расслоении жителей города, а также о том, что в V – IV вв. до н. э. обряд погребений был проще и включал единичные недорогие предметы; в эллинистический же период, в III – II вв. до н. э., количество предметов увеличивается, и в их числе появляются уже украшения из золота и серебра. Таков, например, склеп, устроенный под крепостной стеной и содержавший при семи погребениях множество драгоценных ювелирных украшений, выполненных с тончайшим мастерством.
Источник: Херсонес-Корсунь. Г. Д. Белов