Древнейшими обитателями Крыма, известными нам по ассирийским и античным источникам, были киммерийцы. Пребывание их в Крыму подтверждается древними и средневековыми историками, а также дошедшими до нас сведениями о топонимах восточной части Крыма: “Киммерийские переправы”, “Киммерик”.
В середине VII века до н.э. часть киммерийцев была оттеснена скифами из степной полосы в предгорье и горы Крыма, где они образовали компактные поселения.
Здесь же, в предгорном и горном Крыму, а также на Южном берегу, обитали тавры. От тавров и происходит древнее название горной и прибрежной части Крыма – Таврика, Таврия, Таврида. До наших дней сохранились и были исследованы остатки укреплённых убежищ и жилых построек тавров, их кромлехи – кольцеобразные ограды из вертикально поставленных камней, и таврские гробницы – «каменные ящики».
Новый период истории Таврики начинается с захвата Крыма скифами. Этот период характеризуется качественными изменениями в составе самого населения. Данные археологии показывают, что после этого основу населения Северо-западного Крыма составляло население, пришедшее из Приднепровья.
В VI-V вв. до н.э., когда в степях хозяйничали скифы, на побережье Крыма основали свои торговые колонии выходцы из Эллады. Памятью о себе они оставили название важнейших городов древности. Так, Пантикапей, или Боспор (современная Керчь) и Кафа (Феодосия) были построены колонистами из древнегреческого города Милета, а Херсонес, расположенный в пределах нынешнего Севастополя, воздвигнут греками из Гераклеи Понтийской.
В первой половине V века до н.э. на берегах Чёрного моря возникают два самостоятельных греческих государства. Одно из них – демократическая рабовладельческая республика – Херсонес (полуостров) Таврический, в состав которого входили земли западного Крыма (Керкинитида – Евпатория, Калос-Лимены – Черноморское). Херсонес укрывается за мощными каменными стенами. Он был основан на месте таврского поселения греками из Гераклеи Понтийской. Другое – Боспорское автократическое государство, столицей которого стал Пантикапей («путь рыбы») Акрополь этого города находился на горе Митридат, а неподалеку археологи раскопали знаменитые курганы Мелек-Чесменский и Царский. Внутри этих курганов обнаружены каменные склепы, уникальные памятники боспорской архитектуры. Греческие колонисты привезли на берега Киммерии-Таврики своё искусство строить корабли, выращивать виноград, оливковые деревья и другие культуры, воздвигать прекрасные храмы, театры, стадионы. В Крыму возникают сотни греческих поселений – полисов. Античные греки создают великие историко-литературные памятники о Крыме. Эврипид на крымском материале написал драму «Ифигения в Тавриде». Греки, жившие в Херсонесе Таврическом и в Боспоре Киммерийском, знают «Илиаду» и «Одиссею», в которых Киммерия безосновательно характеризуется как «печальная область, покрытая вечно влажным туманом и мглой облаков». Геродот в V веке до н.э. рассказал о религиозных верованиях скифов, о таврах.
К концу III века до н.э. держава скифов значительно сократилась под натиском сарматов. Скифы были вынуждены перенести свою столицу на реку Салгир (вблизи Симферополя), где возник Неаполь Скифский, он же Неаполис (название греческое).
Скифское государство в Крыму просуществовало до второй половины III века нашей эры и было уничтожено готами, которые появились здесь (по преданию, из Скандинавии) примерно в начале III века.
Пребывание в крымских степях готов продолжалось сравнительно недолго. Под мощным натиском гуннов в IV веке нашей эры они были вынуждены уйти в гористые места Крыма, где постепенно смешались с потомками тавро-скифов. К историческим памятникам того периода относятся так называемые «пещерные города», расположенные в Бахчисарайском районе и в зоне Севастополя.
Таким образом, население Крыма представляло собой сложный этнический состав, в который входили потомки киммерийцев, тавров, скифов, греков, сарматов, аланов, готов.
Во второй половине IV века, как уже было сказано, началось вторжение азиатских варваров – гуннов. Около 370 года гунны разгромили города Боспорского государства и, перейдя по льду Керченский пролив, напали на Пантикапей. Начиная с IV века, в степной полосе Крыма преобладающее положение заняли тюркоязычные племена. Смешение тюрков и угров с прежним населением полуострова привело к образованию новых народов и новых этнических объединений. Возникла новая этнографическая карта Крыма.
После распада Римской империи (VI в.) Крым попадает в сферу влияния Византии. Византийский император Юстиниан I (527-565) ,стремясь упрочить свои позиции в Тавриде и оградить Византийские владения на побережье от степняков-кочевников, превращает Херсонес в мощную крепость, на южном берегу Крыма сооружает новые крепости – Алусту (Алушта) и Горзувиты (Гурзуф). На подступах к Херсонесу через горный Крым он воздвигает мощные укрепления: Сюрень, Эски-Кермен, Мангуп, Инкерман, Чуфут-Кале и другие.
Известно, что в 774 году к берегам Чёрного моря из Иерусалима бежали евреи. Тогда Таврией владели хазары, и они приняли евреев дружелюбно. По-видимому, крымчаки как народность сформировались на основе именно тех евреев-переселенцев в VIII веке. Однако еврейские поселения появились в Крыму гораздо раньше – в I веке. Евреи проживали в Пантикапее и имели значительную собственность. В IV веке в Пантикапее существовал еврейский храм – Синагога. Проживали евреи и в Херсонесе. В 300-м году они, вместе с греками, поднимались на вооружённую борьбу против насаждаемого Римом христианства. В настоящее время в Крыму проживает около 18 тысяч евреев.
Крыму посвящали свои стихи, прозу Илья Эренбург, Осип Мандельштам, Самуил Маршак, который учился в Ялтинской гимназии. В Крыму работали: Перец Маркиш, Михаил Светлов, Эдуард Багрицкий, Марк Шагал, Эмиль Казакевич, Михаил Голбштейн. Без крымской тематики не обошлось творчество Бориса Пастернака, Марка Лиснянского, Михаила Матусовского, Маргариты Алигер, Евгения Долматовского, Бориса Сермана, которые часто посещали Крым.
Во второй половине IX века, после ослабления Хазарского каганата, в Крым проникают угры – мадьяры.
В конце VIII-начале IX веков, после возникновения государства Киевская Русь, киевские князья, преследуя политические цели, которые были связаны с торговлей, организуют походы в Крым, на южное побережье. Славянская колонизация достигает Керченского пролива.
Христианство известно в Крыму сразу же после его возникновения в Киевской Руси. В 988 году (по другим источникам в 989 году) князь Киевской Руси Владимир, заняв Корсунь, принял здесь официальное крещение (оглашение) и отныне стал принудительно вводить христианство на Руси. Однако, киевские князья, направляя силы и энергию на объединение славянских земель Приднепровья и борьбу с кочевниками, постепенно утратили позиции в Таврике. Если при Владимире Красное Солнышко Крым, по словам Карла Маркса, принадлежал Руси, то в XII веке большая часть полуострова стала половецкой (кыпчаковской). Имя кыпчаков ещё в XIX веке носили 23 крымские деревни. Название горы Аю-Даг (Медведь-гора) многие исследователи возводят к половцам. Оттуда же – знаменитый Артек (от имени Артык или Артук – сына половецкого хана).
Впервые монголо-татары проникли в Крым в 1223 году. Они разрушили Судак, который в то время был самым богатым из торговых центров Крыма. Положение покорённых народов полуострова стало чрезвычайно тяжёлым. Золотоордынские завоеватели обложили их непомерно тяжёлой данью – ясаком, вывозили рабов и продавали в другие страны. После завоевания монголами Таврии в первой половине XIII века, они в ряде мест вошли незначительным слоем в состав правящей феодальной элиты Крыма. В блистательном и многоязычном Солхате (Старый Крым) была построена мечеть, и к середине века Солхат стал политическим центром и средоточением восточной культуры на полуострове. Здесь находилась ставка наместника золотоордынского хана, отсюда шло распространение мусульманства среди татар в Крыму. После распада Золотой Орды остатки татаро-монголов в Крыму подверглись влиянию тюркской речи и были тюркизированы. Тогда Мангуп был столицей самого крупного государства средневековой Таврики – княжества Феодоро. Самые ранние сведения о княжестве относятся к первой половине XIV века. Мангуп был одной из самых крупных крепостей средневекового Крыма (90 га) и при необходимости принимал под защиту значительные массы населения. В июле 1475 года Мангуп был осаждён турками-османами. Ворвавшись в город, турки истребили почти всех жителей, разграбили и сожгли Мангуп. На землях княжества был образован турецкий кадылык (округ). Мангуп был расположен на вершине одноимённой горы в Бахчисарайском районе. Кроме цитадели на городище сохранились пещерные боевые казематы, остатки мощных оборонительных стен и башен, княжеского дворца, жилых усадеб, большого храма. Это грандиозный памятник.
Захватив в XV веке Таврику, турки с помощью итальянских специалистов создали на Перекопе мощную крепость Ор-Капу. С этого времени у Перекопского вала появилось второе имя – Турецкий. С конца XV века турки и татары в Крыму постепенно переходят от кочевых форм хозяйства к оседлому земледелию.
Основным занятием крымских татар (так их стали называть гораздо позже) на юге было садоводство, виноградарство, табаководство. В степных районах Крыма у них было особенно развито животноводство, прежде всего разведение овец и коней, кожевенное производство.
В средние века, расположенный на перекрёстке важнейших торговых путей, Крым играл видную роль в международной торговле. Товары шли в Украину, Россию, Польшу, Константинополь, Сирию, Иран, на Кавказ, в Хорезм.
До присоединения Крыма к России вся торговая и другая экономическая жизнь полуострова сосредотачивалась на восточном побережье вокруг сначала генуэзской, а после захвата Крыма турками – османской Кафы, которая была центром турецких владений на северном берегу Чёрного моря.
С 1575 по 1637 гг. запорожские и донские казаки совершили около 20 походов по Чёрному и Азовскому морям. В 1628 году 4-тысячное казацкое войско под водительством гетмана Дорошенко прорвалось в Крым. В 1630 году казаками был разгромлен Карасубазар (Белогорск), а в 1637 году донские казаки при участии запорожцев захватили турецкую крепость Азов.
После присоединения Екатериной II Крыма к России (в апреле 1783 года), он стал не только большим портом для международной торговли, но и основным местом отдыха высшей русской знати. На полуострове началось строительство новых городов – Симферополя и Севастополя. В Крым приезжали на отдых и здесь проживали высшие чины и титулы государства Российского: Потёмкин, Воронцов, Юсупов, Александр III и многие другие. Все мы знаем великолепие Ливадийского, Алупкинского, Массандровского и десятков других дворцов и храмов, построенных ими. Присоединение Крыма к России в 1783 году не означает, что только с этого времени здесь появилась русская культура. В Тавриде ещё со времён господства Дешт-и-Кыпчаковской (Большой) орды (XII век) проживали русские торговые люди и ремесленники. В Москве в XII-XIII вв. они торговали привезёнными из Крыма и через Крым из других земель товарами на рынках в так называемых «Сурожских рядах». Возвращался через Крым в Россию и останавливался у земляков в Кафе в 1472 году тверской купец Афанасий Никитин, автор повести «Хождение за три моря». Ряд столетий Чёрное море арабскими историками и географами именуется «Русским морем», а Керченский пролив – «Устьем русской реки».
В XX веке, после того как Красная Армия с упорными боями взяла Турецкий вал и “выдавила” из Крыма последний оплот Белой Гвардии – барона Врангеля с его армией, после образования Союза ССР и до его распада, Крым стал так называемым «партийным заповедником». В Крыму отдыхали все генсеки и министры СССР, здесь проводились крупные политические международные симпозиумы, конференции, съезды и саммиты.
Сегодня Крым – жемчужина Чёрного моря. Он также является местом крупных международных конференций и саммитов. Крым - одна из крупнейших курортных и туристских рекреаций всего Черноморского побережья.
Crimea.ru