Общественные постройки города Крым времен Золотой Орды можно отнести к числу выдающихся созданий средневекового зодчества. Одна черта этих немногочисленных памятников особенно привлекает внимание исследователя: в стиле, в орнаментике сооружений немало общего с теми зданиями, которые оставили генуэзцы, армяне и крымские греки, что можно объяснить единством времени, исторической модой. И все же, как ни странно на первый взгляд, это архитектура, в равной мере чужая и для татар, и для генуэзцев. Вчерашние кочевники еще не научились строить; генуэзским же купцам и администраторам, вероятно, просто не приходило в голову переносить искусство родной Италии сюда, в Таврику, пребывание в которой было для каждого из них временным.
Итак, местная архитектура с ее позднеантичными, восточно-византийскими и прочими корнями на службе беев и синьоров? Общая картина такова. Но, конечно же, не обошлось и без влияния извне: восточного – в одних случаях, западноевропейского – в других. Ведь татарские вельможи, как и генуэзцы, были для строителей хозяевами, а кто платит, тот и музыку заказывает. Еще одна особенность: здания высокого класса резко выделялись на фоне однообразных, порою до примитивности скромных жилищ всего подвластного населения – как городского, так и сельского, независимо от этнической принадлежности.
Источник: О. Домбровский, В. Сидоренко. «Солхат и Сурб-Хач» (Археологические памятники Крыма)