Много лет Крым был хранителем массы тайн: и военных, и экономических. Тайн, которые тщательно оберегались и не только от гостей полуострова, особенно иностранных, но и от местных жителей. За высокими заборами десятков военных городков, «номерных» предприятий шла своя, скрытая от посторонних глаз жизнь. И не только там. Молодые крымчане, которым сегодня 20-25 лет, едва ли знают, что в годы их детства Севастополь был закрытым городом. Чтобы побывать в нем, нужно было брать в милиции специальный пропуск, который внимательно проверяли посты милиционеров и моряков на контрольно-пропускных пунктах при въезде в город.
Даже близкие друзья умалчивали о своих служебных делах. С ветераном авиации Черноморского флота, полковником в отставке Владимиром Видоменко мы познакомились сорок пять с лишним лет назад, как было принято говорить, в годы комсомольской юности. Потом не раз встречались. На вопрос, как дела, Володя, не вдаваясь в подробности, отвечал, что служба идет нормально, все в порядке. И в этом не было сомнений, быстро, зачастую досрочно менялись погоны на его плечах: капитан, майор, подполковник. В последний раз в пору его военной службы встретились в середине шестидесятых. Тогда он приехал в Симферополь вместе с незнакомым мне полковником. «Это мой командир», – представил его Володя, «Игорь», – тот крепко пожал руку.
Мы посидели с часок. Они расспрашивали о крымских делах, экономике нашего края, о жизни «на гражданке». Игорь вспоминал о военных годах, о боях в небе Украины, Румынии, Болгарии, в которых участвовал молодым лейтенантом. А когда речь заходила о сегодняшней службе, то друзья ограничивались короткими фразами, что все идет нормально.
И только сейчас, через много лет, Владимир Иванович ничего не скрывал, рассказал, что в ту пору он служил в 5-м гвардейском Краснознаменном ракетоносном полку начальником политотдела, а командовал полком Игорь Михайлович Войтицкий. В те годы по всему полуострову было разбросано больше десятка аэродромов, на которых непрерывно гудели моторы истребителей-перехватчиков, ракетоносцев, боевых вертолетов, транспортных самолетов, на испытательном полигоне в Саках тренировались летчики палубной авиации всех военно-морских флотов Союза. Тогда за Крымом закрепилось название «непотопляемого авианосца», который по своей мощи превосходил несколько авианесущих кораблей.
Владимир Иванович вспоминает, что только на аэродроме их полка, в Веселом Джанкойского района, базировалось 22 ракетоносца Ту-16, это была мощная ударная сила.
В ту пору в полку шли напряженные тренировки. Если сегодня из-за нехватки горючего летчики редко летают, теряют боевые навыки, то тогда бывало, что за неделю пилоты поднимались в воздух несколько раз. Чаще всего летали на полигон на Каспий, где вели огонь учебными ракетами по морским целям. Боевая готовность была высокой, к примеру, отрабатывалась вводная «уход из-под удара». Это когда через 20-30 минут после объявления боевой тревоги самолеты должны взлететь, а дежурный отряд запускал двигатели и готов был подняться в воздух буквально за считанные минуты. Но это были учебные тревоги.
За час до времени «Ч»
«Сигнал настоящей боевой тревоги прозвучал летом 67-го, в связи с обострением обстановки на Ближнем Востоке, – говорит Владимир Иванович. – Тогда нам было ясно, что не исключалась возможность и нашего участия в конфликте. Поэтому, когда была объявлена боевая готовность «номер один», я попросил у командующего авиацией Черноморского флота разрешение лететь вместе с ударной группой на задание. «Добро» было дано. И вот вместе с экипажем заместителя командира полка Василия Домащенко мы около полутора суток в полной полетной экипировке находимся рядом с самолетом, ждем команды на взлет. Наконец взревели двигатели, и ракетоносцы один за другим вырулили на взлетную полосу. Последний раз взглянул в иллюминатор на родной аэродром, на тот его край, где столпились наши жены, которые так же, как и мы, провели эти полтора дня в тягостном ожидании. Что нас ждет впереди? Наши самолеты несут боевые ракеты с ядерными зарядами огромной, страшной, разрушительной силы! Но думать об этом некогда. Все члены экипажа заняты своим делом. На штурманской полетной карте прочерчен маршрут: на восток, до побережья Поти, затем над морем поворот на запад.
Почти у Поти пришла вводная «возвратиться на точку». Как и предыдущие команды, она передавалась по открытой связи, открытым текстом. Значит, мы не ввяжемся в опасный международный конфликт, избежим кровопролития. Позже узнали, что корабли нашего флота, шедшие одним курсом с нами в район конфликта, также повернули назад за час с небольшим до времени «Ч». Может, и конфликт исчерпан в какой-то мере благодаря и нашей боевой готовности, нашей мощи? Может, для этого все переговоры и велись открытым текстом? Над этим мы задумывались, возвращаясь домой, в Веселое».
Спрашиваю Владимира Ивановича, а что сейчас на месте гарнизона в Веселом, на аэродроме?
«Недавно побывал там. Сердце кровью обливается, все разрушено, растащено».
Но это тема для другого разговора.
Личное дело
Владимир Иванович Видоменко, полковник в отставке, родился в 1926 г., в 1944-м был призван в Советскую Армию, воевал пулеметчиком в составе 187-й Кировоградской стрелковой дивизии. С августа 1945 г. служил на Черноморском флоте в бригаде траления, участвовал в разминировании акватории Черного моря, затем – в морской авиации, техником самолетов. Вскоре был выдвинут на комсомольскую и партийную работу. Служил замполитом во многих авиационных гарнизонах Крыма, в Политуправлении авиации Черноморского флота. Заочно окончил Военно-политическую академию и Харьковский юридический институт. Член Национального союза журналистов Украины. Начал печататься в дивизионной и фронтовой газетах 2-го Украинского фронта, публиковался в газетах «Красный черноморец» (ныне «Флаг Родины»), «Советский флот», в других изданиях.
Справка: Летом 1967 г. на Ближнем Востоке, отнюдь не отличающемся спокойной ситуацией и сегодня, обстановка особенно обострилась.
Вызвано это было агрессией Израиля, за спиной которого стояли США и Англия, против Объединенной Арабской Республики, Иордании и других арабских государств. В мире запахло крупномасштабной войной.
В защиту арабских государств выступили многие страны мира, неоднократно принимал решения по этому вопросу Совет Безопасности ООН. Была созвана Чрезвычайная специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН. О разрыве дипломатических отношений с Израилем приняло решение советское правительство, в заявлении которого говорилось: «Если Израиль не прекратит немедленно военных действий, Советский Союз, совместно с другими миролюбивыми государствами, примет в отношении Израиля санкции со всеми вытекающими отсюда последствиями».
Какие санкции могли быть приняты, нетрудно догадаться. Слава Богу, что до них не дошло, но на виду у всего мира советские вооруженные силы эффектно поиграли мускулами, о чем и вспоминает участник этих событий.
Во второй половине 40-х годов ОКБ А. Н. Туполева начало проектировать новый дальний бомбардировщик, способный нести на борту бомбовую нагрузку, в том числе ядерную, в 8-9 тонн, на расстояние пять-шесть тысяч километров, с максимальной скоростью около тысячи километров в час. В 1953 г. началось серийное производство Ту-16. В течение 40 лет было создано около 50 модификаций самолета, часть из которых и сейчас находится в строю. Пожалуй, только американский В-52 может сравниться с ним по долголетию. На базе Ту-16 был создан ракетоносец, поступивший на вооружение авиации флотов, в том числе и Черноморского. На этот самолет можно было подвесить одну ракету К-10С, несущую, как правило, ядерный заряд. Она была полуутоплена в фюзеляж самолета, а перед пуском опускалась в нижнее положение.
Источник: Владимир Бобашинский. «Крымская правда», N 160, 02.09.03