Республика КрымИсторияИстория Крыма

Зарисовки из прошлого. Керчь 30-х

В начале 30-х гг. в Керчи было 4 рынка. Они являлись отражением социально-экономических отношений. Здесь сталкивались представители всех социальных слоев: богатые и нищие, бродячие торговцы, бедняки, которые покупали подержанные вещи. Рынки были открытыми, товар лежал как на прилавках, так и на земле, на мешковине или рогожке. На «Новом» рынке в большом ассортименте всегда имелась рыба: хамса, бычок, сельдь, судак, камбала, кефаль, барабуля. Летом, когда созревали фрукты и овощи, можно было видеть среди местных продавцов и турок. Они прибывали в город на фелюгах, привозя ароматные дыни и арбузы.

На «Сенном» рынке слышалось кудахтание кур, гоготание гусей, визг свиней и поросят. Возы стояли неподалеку. Лошадей обычно выпрягали, они ели сено, которое лежало на телеге, или жевали овес из торб. Здесь же существовала «толкучка», где продавали всякие поношенные и случайные вещи.

Встречались на улицах молочницы – крепкие, краснощекие тетки, тащившие бидоны молока, корзины с творогом и яйцами. Они приезжали из окрестных деревень Маяк-Салынского и Ленинского районов. Женщины часто разносили продукты по квартирам.

Вещи в ту пору носили подолгу. Их хранили в сундуках, комодах по несколько лет, пересыпая нафталином. С приходом тепла в коммунальных дворах можно было видеть вывешенные на просушку муфты, шали, шелковые платки, френчи, костюмы из бостона, чесучи, плюшки, шубы.

Керченские дворы были интернациональными. Лишь иногда в них селились люди одной национальности. Дворы были чистыми, уютными, мощеные каменными плитами или булыжником. Они были зелеными и тенистыми. Почти в каждом дворе рос виноград.

В 30-х гг. в Керчи действовало 47 школ I ступени (4-летние) и II ступени (7 – 9-летние), которые давали неполное и полное среднее образование. Школы были национальными: греческие итальянские, татарские, еврейские, русские.

Школьную форму тогда не носили. Учащиеся старших классов щеголяли в полосатых футболках, в брюках клеш и тупоносых ботинках – «бульдогах». У молодых людей на пиджаках красовались значки обществ: МОПР, «Друг радио», «Друг детей», «Долой неграмотность», «Долой рукопожатие», общества смычки города с деревней, Осовиахима. Быть членом какого-либо общества считалось престижным, так как членство в них было неформальным.

Рабочие факультеты в Керчи появились в начале 20-х гг.: Босфорский университет и филиал Московского института рыбной промышленности. Эти учреждения готовили молодежь для поступления в вуз. Рыбфаковцы ходили с учебниками в руках, связанными ремешком, в ботинках с обмотками. Такую одежду носили от бедности, однако бедность была пролетарской, потому не было стыдно.

Праздники ждали и проводили весело. В витринах магазинов, парикмахерских, где стригли мужчин под «бокс», «полубокс», в домах электролампочки обертывали красной бумагой, вывешивали портреты вождей. Флаги появлялись на домах и центральных улицах города в даты Октябрьск5ой революции, 18 марта – День Парижской коммуны. Отдыхали керчане на набережной, посещали кинотеатры «Заря», «Колхозник», «Пионер», в которых демонстрировались фильмы «Чапаев», «Мать», «Веселые ребята», «Броненосец Потемкин», театр, где выступали артисты Большого театра Александр Батурин, певица Тамара Церетели, балерина Ирма Дункан и другие.

Событием в городе стало появление в середине 30-х гг. первого советского автомобиля «НАМИ» (1927 г. вып.). Автомобиль выглядел хлипким по сравнению с «Фордом», но зато был советским. Также в городе была одна «Эмка» выпуска 1931 г., один трофейный длинный американский «Линкольн» с гончей собакой на радиаторе и еще несколько автомобилей иностранного производства, использовавшихся до конца 30-х гг. в качестве частных такси.

 

Источник: З. Махова. «Вечерняя Керчь» N 16, 2003 г.