Досуг в КрымуИнтеллектуальный отдыхЗоопарки

Ялтинский зоопарк

На горной дороге в 4 км от Ялты в выходной день можно легко попасть в автомобильную пробку. Здесь находится частный зоопарк Олега Зубкова. С главной автотрассы в районе Ялты вывеску зубковского зоопарка сложно не заметить: на склоне горы установлены 2,5-метровые красные буквы «ЗООПАРК» в голливудском стиле.

Последние несколько лет О. Зубков на практике опровергает распространенное мнение, что зоопарк не может быть рентабельным в принципе. По словам предпринимателя, рентабельность его бизнеса составляет 125%, посещаемость растет на 50% в год, и при инвестированном за 8 лет 1 млн. долларов он ни разу не воспользовался заемными средствами.

В прошлом году здесь побывали 100 тыс. чел., а продажи составили 500 тыс. грн. (около 100 тыс. долларов). Реализация билетов (взрослый стоит 6 грн., или 1,2 доллара, детский - 3 грн.) приносит половину дохода.

Зооколлекция ялтинского зоопарка - 450 животных примерно 70 видов - очень скромная по меркам солидных государственных парков. В крупнейшем в Украине Николаевском зоопарке - 300 тыс. животных.

До открытия зоопарка уроженец курской деревни, бывший политрук Олег Зубков занимался туристическим бизнесом (устраивал шоп-туры в Польшу и Турцию), потом торговлей. Сначала в Киеве, где в свое время закончил военное училище, потом переехал в Ялту - у жены и детей начались проблемы со здоровьем. В Ялте купил часть старинного особняка и захотел украсить его павлинами. В поисках этих птиц он познакомился с директором небольшого кооперативного зооуголка, который был в упадке. Зубков всегда обожал животных. Оценив живописное место на склоне Ай-Петри, он поменял часть особняка на скромную квартиру и за 17 тыс. долларов купил зооуголок.

За 8 лет хозяйство Ялтинского зоопарка выросло до 3 га. Коллеги Олега Зубкова считают, что его проект оказался экономически успешным во многом благодаря тому, что Зубкову как частному предпринимателю необязательно соблюдать множество правил, ограничивающих государственные зоопарки.

Хозяин зоопарка этого не отрицает. Например, его ноу-хау - разрешить посетителям кормить животных - грубо противоречит правилам, но зато приносит его заведению дополнительный доход. Расфасованная еда по цене от 1 гривни за порцию продается при входе: для лис и волков - сухой собачий корм, для страусов - зерновая смесь, для обезьян - кукурузные палочки и т. д. Инструкция по кормлению также висит на каждой клетке.

Этот процесс вызывает массу эмоций как у детей, так и у взрослых и многих заставляет возвращаться в зоопарк. К тому же, это позволяет сэкономить на корме. Для зоопарков это всегда очень серьезная статья расходов. Заведению Зубкова продажа корма дает 5% дохода. Это лишь частично компенсирует расходы на кормление: ежедневно парк закупает 260 кг мяса для хищников и около 400 кг других продуктов - овощей, фруктов, зерна.

Первые 2 года кормежка с рук, как и во всех зоопарках, строго запрещалась. Но потом Зубков понял, что в этом для него больше минусов, чем плюсов. Во-первых, нужно было строить двойные ограждения, чтобы нельзя было добросить конфету или кусок хлеба. Для этого требуется большая территория - у Зубкова ее не было. Во-вторых, он не хотел потерять изюминку домашнего, семейного зоопарка.

Заграждения в зоопарке Зубкова минимальные - это позволяет также экономить на материалах, используемых при строительстве вольеров. В ближайшем будущем откроется вольер, имитирующий деревенский двор, в который можно будет просто зайти. Посетителя окружат свиньи, козы и другие «деревенские» животные, которых можно смело кормить с рук. По мнению Зубкова, с точки зрения положительных эмоций стоимость животных не имеет большого значения.

Развлекательной стороне Зубков уделяет много внимания. Он считает, что в зоопарке должны быть элементы тематического парка. Если это те же грифы, то вольер оформляется в мрачном духе первобытного времени - с кострищем и со скульптурами неандертальцев, несущих с охоты убитого козла (поскольку гриф питается падалью).

Если какое-то важное животное пока не по карману, зоопарк устанавливает его скульптуру. Например, крокодилов только планируется закупить, но скульптура крокодила имеется. Когда спрашивают: «В зоопарке есть крокодил?», отвечают: «Есть крокодил. Вот». Директор зоопарка подходит к зеленой скульптуре со словами: «Ребенку иногда достаточно, чтобы он посидел на нем, сфотографировался».

В качестве справочного бюро зоопарк нанял актера местного театра. Он дежурит в деревянной избушке у входа и изображает Бабу-Ягу. В обязанностях Бабы-Яги - советы и консультации по посещению зоопарка. «Мне важно, чтобы люди набрались как можно больше положительных эмоций, - говорит Зубков. - Неважно, от чего - пообщавшись с животными, сфотографировавшись у скульптуры или поговорив с этой вредной бабкой».

Один из источников экономии Ялтинского зоопарка - зарплатный фонд. Он составляет 10% расходов - в 2 раза меньше, чем, к примеру, в Московском зоопарке. Постоянно у Зубкова работают всего 10 сотрудников. По подсчетам предпринимателя, при традиционном подходе понадобилось бы вчетверо больше.

25% доходов зоопарку приносит розничная торговля. На территории работает два кафе, а в ближайшем будущем планируется запустить террасу-пивную, в основном предназначенную для отцов семейств, чтобы они могли попить пива, пока мамы с детьми гуляют по зоопарку.

«Неправильный» подход предприниматель теперь хочет распространить и на другие зоопарки. Недавно он занял пост вице-президента Национальной ассоциации зоопарков и аквариумов и собирается лоббировать изменение ветеринарных и других норм, разработанных для советских зоопарков еще в 1950 - 60-е гг.

 

Источник: газета «Ведомости»