Республика КрымЭкономикаЭкономика Крыма

Ялтинский торговый порт

Первый каменный мол был построен в 1833 – 1837 гг. крепостными рабочими графа М. С. Воронцова. Но еще до его постройки разрешено было приставать российским и иностранным судам, имелись таможенная застава и карантинная служба.

Мол неоднократно разбивался штормом и строился заново. Последнее строительство (1887 – 1890 гг.) мола, того, к которому пристают суда и сейчас, велось крупными специалистами по гидростроительству – А. Л. Бертье-Делегардом, инженерами Ф. Д. Прушинским, С. И. Руденко, Н. М. Шевцовым. В 1902 г. приказом Министерства путей сообщения создана контора управления Ялтинского МТП, руководителем назначен подполковник Павел Константинович Савелов. Началось строительство причала для приема парусных судов.

В дальнейшем каждый из начальников порта был Андрей Васильевич Степанов, ему пришлось восстанавливать порт, почти полностью разрушенный во время войны. Шла расчистка бухты, на дне которой покоилось 14 судов, множество неразорвавшихся бомб и мин. Уже в 1945 г. открылось регулярное движение пассажирских судов на Крымско-Кавказской линии и судов портфлота с заходами во все портопункты. А в 1953 г. торжественно открыт заново отстроенный после войны морской вокзал дальнего следования. По проекту капитана порта Г. А, Климонтова здесь начали строить деревянные катера, которые любовно называли «Ласточками». Потом на смену пришли более современные суда.

Хорошая память осталась о Василии Ивановиче Тихонюке, который назначен начальником в 1973 г. Построено здание контрольно-таможенного пункта и кассовый павильон, началось строительство грузового района и базы отстоя в Массандре. Порт начал регулярно обслуживать океанские пассажирские суда, и Ялта по-настоящему становится круизными воротами Крыма.

В 1986 г. начальником порта назначен Евгений Васильевич Лихачев, в 1998-м – Андрей Иванович Манучаров. С февраля 2003 г. морской торговый порт возглавляет Сергей Геннадиевич Тараканов.

Распад Советского Союза отразился и на деятельности порта. Сюда практически перестали заходить иностранные суда.

Но ситуация уже меняется. В этом году ожидается 44 иностранных круиза. В 2002 г. через порт прошло около 15 тыс. туристов, а сейчас, приняв только половину судов, уже обслужил около 12 тыс. иностранцев. Нынешний год будет рекордным по обслуживанию пассажиров на местных линиях – до 515 тыс. чел.

Так что порт, весь его большой коллектив (здесь трудятся 600 человек) отмечает свое 170-летие с хорошим настроением. С этой датой портовиков поздравили Президиум Верховной Рады АРК, Совет министров, Постоянный Представитель президента Украины в Крыму. «Высокий профессионализм, опыт и мастерство работников порта, говорится, в частности, в приветствии, – позволяют надеяться, что и в дальнейшем он будет достойно представлять Автономную Республику Крым в Украине и за рубежом, способствовать экономическому процветанию республики и государства».

Сегодня на здании порта будет открыта мемориальная доска в честь выдающегося инженера Александра Львовича Бертье-Делагарда. Того самого, по проекту и под наблюдением которого строился мол. Уже есть проект перестройки одного из причалов и реконструкции здания морвокзала. Так что впереди у седого порта – обновление.

 

Источник: Л. Меркушева. «Крымская газета» N 183, 2003 г.