Переименование исторических названий в Крыму причинило большой ущерб традиционной культуре крымских татар. 95 – 97% географических названий были введены специальными декретами Верховного Совета СССР с целью «убрать» саму память о существовании крымских татар.
Культурные и религиозные общества крымских татар постоянно и настойчиво добивались от властей разного уровня принять срочные и эффективные меры для защиты и восстановления культурного наследия крымских татар, включая поиск и возврат предметов культуры, которые были вывезены в другие регионы Украины и за рубеж, а также защиты и восстановления архитектурных памятников, восстановления исторической топонимии в Крыму. Власти не предприняли никаких мер, не уделили этому вопросу серьезного внимания.
Когда крымские татары настаивали на восстановлении исторических названий в Крыму, правительство предложило провести референдум, ссылаясь на положения украинского законодательства. Очевидно, русские, украинские поселенцы никогда не согласятся на восстановление традиционных крымскотатарских (преимущественно, но не исключительно) географических названий в Крыму. Ни для кого не секрет, что названия всех гор, множества рек, местностей, некоторых городов тюркского происхождения (Кара-Даг, Роман-Кош, Чатыр-Даг, Аю-Даг, Салгир, Бахчисарай и т. п.).
Кириллица абсолютно недопустима для крымскотатарской системы фонетики и грамматики. В 1939 г. переход с латинского шрифта на кириллицу привел к уничтожению литературы на латинском шрифте, накопленной за 10 лет. Курултай крымскотатарского народа единодушно решил в 1991 г. восстановить латинский алфавит как наиболее приемлемый для крымскотатарского языка. В 1997 г. группа крымскотатарских депутатов достигла положительного голосования по этому вопросу в крымском парламенте. Но государство отказывается официально признать латинский алфавит для крымскотатарского языка. Это – метод предотвращения перехода крымскотатарского языка на латинский шрифт. Государство отнюдь не увеличивает ассигнования для изданий газет, которые стараются использовать латинский алфавит, не субсидирует образовательные учреждения, которые начинают обучать этому.
Это касается также религиозных общин, которые используют арабский шрифт как традиционный мусульманский алфавит для своей документации.
Использование латинского алфавита может предотвратить лингвистическую ассимиляцию крымских татар большинством, которое использует кириллицу.
Источник: по материалам Фонда исследований и поддержки коренных народов Крыма