Республика КрымЭкономикаЭкономика Крыма

Внешнеэкономические связи Крыма

Анализ современных форм внешнеэкономических связей Крыма представляется совершенно необходимым с точки зрения оценки их общего состояния, степени соответствия общемировым тенденциям, необходимости перестройки с целью их совершенствования и повышения социально-экономической эффективности хозяйства.

Исторически первой и наиболее традиционной формой международных экономических отношений является международная торговля. По величине ежегодного внешнеторгового оборота (более 300 млн. долларов) торговля товарами в Крыму удерживает первое место среди других форм и является основным источником получения валюты. В торговле со странами ближнего зарубежья преобладают поставки товаров в порядке прямого товарообмена (бартерные операции) - 2/3 общего объема.

Характер участия хозяйства Крыма в международном разделении труда проявляется в товарно-отраслевой структуре ввоза и вывоза.

Значительными объемами вывоза товаров отличаются предприятия винодельческой промышленности, главным образом крупные объединения «Массандра», «Магарач», «Новый Свет», поставляющие конкурентоспособные марочные вина.

Из прочих отраслей АПК Крыма значительным экспортным потенциалом обладает производство эфиромасличных культур, в том числе лаванды, шалфея, розы и масла из них. Однако постоянно сокращающиеся площади эфироносов, недостаточное финансирование научно-исследовательских работ лишают Крым значительной части поступлений твердой валюты.

В отраслевой структуре экспорта Крыма 2-е место занимает химическая промышленность, развивающаяся на основе рапы Сиваша, его озер на западе Крыма, известняка и привозного сырья.

Товарную структуру импорта Крыма представляют электрические машины и оборудование, грузовые и легковые автомобили, продукты переработки пластмассы, рыба, черные и цветные металлы и др.

География внешнеторговых связей Крыма имеет довольно пестрый характер. Основными его торговыми партнерами остаются СНГ. Также Крым торгует с более чем 70 странами дальнего зарубежья, причем предпочтение явно отдано странам Европы. Главными партнерами по экспорту являются Великобритания, Германия, Испания, Чехия. Из азиатских стран выделяются Турция, Кипр, Вьетнам и Индия.

Туристические услуги во внешнеторговом обороте Крыма занимают 3-е место после транспортных и ремонтных услуг (около 3,8%). Вместе с тем, валютные поступления от туризма (15956 тыс. долларов в 1996 г.) значительно ниже рекреационных возможностей природных ресурсов полуострова.

Безусловным лидером из 62 стран, поставляющих туристов в Крым, является Россия (92% общего потока). Факторами, определившими такой устойчивый интерес к крымским курортам со стороны ближайшего соседа Украины, являются транспортная доступность и складывавшийся десятилетиями стереотип перемещений отпускников в бывшем СССР. Социологические исследования показывают, что большая часть туристов (65%) считает низкое качество предлагаемого им в Крыму туристического сервиса не соответствующим высокой цене за услуги.

В связи с этим назрела необходимость полной модернизации имеющихся гостиниц и строительства 4 - 5-звездочных отелей. Необходимо также урегулировать систему сбыта туристских услуг, создать современную информационно-маркетинговую службу; очень важна организация эффективной рекламы, в том числе в виде активного участия в международных выставках и каталогах.

 

Источник: Яковенко И. М.