Под Феодосией были испытаны практически все марки боевых самолетов морской авиации, здесь тренировались космонавты и шлифовали свое мастерство летчики-испытатели
Недавно этой уникальной войсковой части исполнилось 70 лет. О ее существовании, кроме военных, мало кто знает, а между тем – это единственный полигон, на котором за 70 лет прошли обкатку фактически все существовавшие в СССР самолеты – от военного трудяги истребителя Як-1 до суперсовременного многоцелевого корабельного истребителя Су-27К. Богатейшая история, выдающиеся авиадостижения, знаменитые летчики-испытатели. Об этом сегодня наш рассказ.
Киммерийский период отечественной авиации
Юго-восточный Крым- Благодатные, величественные, необычайно красивые места, воспетые в полотнах Айвазовского, стихах Волошина, прозе Грина. Именно Киммерии суждено было сыграть заметную роль в истории отечественной авиации. Первые полеты в небе над Коктебелем планеров Арцеулова, Ильюшина, Антонова и Королева стали символом окрыленности человека, смело штурмовавшего воздушные космические рубежи.
ХХ век, 30-е гг. Золотой век советской авиации. В те годы многое было первым: первый истребитель, первый стратостат, первый гидросамолет. Именно тогда, 4 марта 1932 г., в составе НИИ Военно-воздушных сил Красной Армии появилась морская испытательная станция. Уже через месяц прошли первые испытания первого гидросамолета МБР-2 (конструктор Г. Бериев). Это был морской ближний разведчик. С той поры именно морское направление стало главным на всю последующую 70-летнюю историю испытательного центра. За это время все (подчеркиваем это слово) гидросамолеты, амфибии, торпедоносцы, противолодочные и патрульные авиационные комплексы, корабельные вертолеты, самолеты трамплинного взлета, поисково-спасательные авиационные комплексы, системы спасения спускаемых аппаратов космических кораблей, авиационно-морское оружие прошли испытания в Феодосии. И это далеко не полный перечень.
Новейшая история Центра началась в 1992 г., во главу угла были поставлены такие задачи, как испытания современных модернизированных самолетов и вертолетов, а также парашютно-десантной техники, испытания современных авиационных вооружений, сертификационные испытания летательных аппаратов гражданского назначения и многое другое.
Популярность и престиж феодосийских военных испытателей были и остаются чрезвычайно высокими. Во многом благодаря виртуозному профессиональному мастерству летчиков, техников, авиационных специалистов других профилей. В свое время в Центре был доведен до надлежащих кондиций немецкий (ФРГ) поплавковый гидросамолет АРАДО-196. Намучились с ним, но зато получилась машина с блестящими тактико-техническими данными. Даже признанные лидеры в военном авиастроении американцы запросили помощи у наших военспецов и обкатали тут знаменитый торпедоносец А-20, а также самолет-амфибию «Каталина» (РВУ-6А). Кстати, пилоты морской авиации США, работавшие в Феодосии, были в восторге от общения с нашими специалистами, от Крыма и Черного моря.
«Соколы» учились летать в феодосийском небе
Одной из ярких страниц в 70-летней истории испытательного Центра, безусловно, следует считать подготовку здесь пилотажной группы «Ukraiian Faikons» («Украинские соколы»), созданной в 1996 г. для демонстрации высшей техники пилотирования на боевых самолетах МиГ-29. В состав группы были отобраны 12 летчиков высочайшей квалификации. В их числе такие асы, как П. Королев, В. Топонарь, И. Овчинников, В. Камчатный, М. Лампик, А. Гагаринов (говорящая фамилия, не правда ли?). Были годы изнурительных, упорных тренировок и блистательных выступлений. На престижных авиа-шоу этим ребятам, прошедшим школу феодосийского неба, рукоплескали в Севастополе и английском Фейерфорде, в Кишиневе и чешском Градец-Кралеве, в Симферополе и турецком Измире, в Полтаве и румынской Констанце и, конечно же, в Феодосии.
Особо следует сказать о том, что асы используют в своих полетах не только малогабаритные учебно-тренировочные самолеты весом 3-4 тонны, но и могучие сверхзвуковые машины МиГ-29, которые по объективным показателям не могут быть использованы в групповых полетах: 15-тонную махину в тесном строю очень сложно удержать в узде. И тем не менее наши летчики с успехом доказывают обратное, демонстрируя в небе синхронные полеты супервысокой степени сложности. К слову, таких пилотажных групп в мире еще только четыре: две в России и две в США.
А дебют «Соколов», надо сказать, весьма успешный, состоялся в июне 1997 г. в Англии на авиабазе США Фейерфорд. Совершенно неожиданным для квалификационной комиссии на авиа-шоу «Интернешенл Эйр Тату-97» стало выступление ранее абсолютно не известной доселе пилотажной группы с Украины - безоговорочный первый приз! Высший пилотаж исполняли самые опытные, первоклассные военные летчики из феодосийского Центра. Это был заслуженный и закономерный успех.
Хождение за три океана
За 70-летнюю историю Центр возглавляли 13 военачальников. Среди них такие колоритные фигуры, как генерал-майоры М. Мишук и П. Сучков, генерал-полковник В. Ермаченков, генерал-майор А. Пресняков. Последние шесть лет командует испытательным полигоном под Феодосией заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Украины генерал-майор Юрий Тишков. Он и рассказал нам об авиацентре. Теперь самое время рассказать о нем – одном из трех Героев Украины, проживающих в Крыму.
Волею судеб русскую крестьянскую семью Тишковых занесло в Казахстан, где 55 лет назад и родился четвертым сыном в семье будущий генерал. Детство как детство: мальчишеские набеги на сады, сочетающиеся, впрочем, с приличными успехами в школьных науках, детские мечты. Кто-то грезил о профессии врача, кто-то – учителя. Юный непоседа Юра Тишков мечтал только о небе. Гул самолета в облаках заставлял его надолго запрокидывать голову к небу. Своей мечте не изменил даже тогда, когда, закончив горный техникум, мыл золото на одном из приисков.
Властно звало к себе небо, и 20-летний Юрий поступает в Сызранское высшее военное авиационное училище, которое закончил с блеском. Шесть лет служил в строевых частях, но, как говорится, спал и видел себя летчиком-испытателем. Подал рапорт. Весной 1978 г. капитана Тишкова вызвали в город Ахтубинск под Волгоградом, где располагался Центр подготовки летчиков-испытателей. Успешно закончил курсы и был направлен для прохождения службы в феодосийский авиаиспытательный Центр. Без малого четверть века судьба Юрия Михайловича связана с Крымом.
Не стоит, думаю, лишний раз говорить, насколько сложна и опасна профессия летчика-испытателя. Эти люди в полете ежесекундно рискуют жизнью. Надо иметь завидное мужество, чтобы, поднимаясь в воздух, не знать наверняка, что благополучно сядешь на землю. Да и требования к кандидатам в летчики-испытатели были чрезвычайно жесткими, как к космонавтам. Тишков вспоминает, что тогда в Ахтубинск поступило 450 личных дел из всех уголков СССР, на просмотр вызвали уже только 45 чел., и лишь 11 из них получили квалификацию.
Источник: Николай Горюнов, «Крымская правда»