Медленно идешь по белой дороге ущелья. И жаркое дыхание земли разливается из окружающих монументальных и магических скал-кадильниц. Какое-то странное предчувствие овладевает духом твоим. Ты будто ступаешь по камням-векам. Время и Пространство сливаются в небесную и горную славу, величаво горящую. А ваша душа – трепетно созерцающая и пленяющая величьем ее красоты. Над тобой нависает осколок старинной и прекрасной Византии в утесах Успенского монастыря. И замирает сердце от радости увиденного. Легкая воздушная архитектура. Крутые и страшные обрывы, а в них искусно вырублены лестницы, пещеры, храмовые залы, разукрашенные фресками, иконами, хоругвями. Золотом горит купол колокольни в священной тишине, отражающей сияние неземного света. И ангелы смиренно реют в высоте, будто выискивая твое чело, чтобы озарить его Божественным провидением.
Чистая святая слеза вытекает из-под каменной толщи. Родник в скалах. Целебная вода, рожденная из утренних рос и падающих серебряных ливневых звезд.
Рождение Успенского монастыря ученые относят к периоду феодальных отношений в Таврике и иконоборчества в Византии. В VII – IX вв. византийское духовенство, обладавшее большей частью государственных земель, стало очень сильным и богатым. Государство повело наступление на монастырские владения под лозунгом иконоборчества, пытаясь сломить экономическое могущество церкви. Множество священнослужителей бежало в Крым, где ими и были основаны монастыри, построены храмы и церкви. В ущелье Марьям-Дере на обрывах скал были вырублены пещерные кельи, пещеры хозяйственного и культового назначения. Незащищенное прискальное поселение дополнилось наземными постройками, монастырским кладбищем, часовнями, усыпальницами и другими сооружениями, необходимыми для монастыря.
Вы стоите у широкой каменной лестницы, ведущей к обрывам. Над вами – сверкающие золотые крест и купол, грозные утесы и светлые сцены с рельефными фигурами Святых, являющихся в ваших молитвах. Синее небо и белые скалы словно дают почувствовать путешественнику и паломнику присутствие его среди естественного и чудного рельефа земли, человеческой истории и святого скита – редкий по красоте ансамбль, полный кристаллической ясности.
Также в долинах рек и среди неприступных скал возникают монастыри Качи-Кальон, Шулдан, Челтер и другие, прекратившие свое существование в XIII в., после нашествия татар. Успенский монастырь с некоторыми перерывами живет и процветает уже двенадцать столетий.
Основан он в VIII в. византийскими греками, назван предположительно в память Успения (кончины) Пресвятой Богородицы. Вначале это был маленький скит и подчинялся Готской епархии, позднее – митрополии. В год турецкого вторжения в Крым (1475) Успенский монастырь избежал разгрома и стал резиденцией главы крымской православной церкви. Во время Крымского ханства русские цари Федор Иоаннович и Борис Годунов покровительствовали Успенскому монастырю, оказывая ему материальную помощь.
В период присоединения Крыма к России русское правительство старалось привлечь крымских христиан на свою сторону и в 1778 г. добилось их переселения в Северное Приазовье. Крым покинуло 35 тыс. человек, и среди них жители греческой деревни Мариамполь, ее следы до сих пор видны на левом склоне ущелья под Чуфут-Кале. На берегу Азовского моря они основали город Мариуполь. По старой традиции, 15 августа в день Успения св. Девы Марии монастырь наполнялся толпами богомольцев. До 1783 г. Успенский монастырь пустовал и превратился в кладбищенскую церковь, и лишь в 1850 г. по инициативе Иннокентия, епископа Херсонесского и Таврического, был восстановлен. В дни героической обороны Севастополя 1854 – 1856 гг. в монастыре был госпиталь, раненые размещались в здании гостиницы и кельях. Внизу, у подножья скал второго яруса, сохранилось кладбище, где похоронены погибшие и умершие, среди них генерал – Вревский и дочь адмирала Чичагова.
В 1921 г. Успенский монастырь закрыли коммунисты, и только совсем недавно он опять зажил своей бурной и кипучей деятельностью.
Источник: В. Авинда. «Пещерные города Крыма»