Связи славянских предков украинцев с территорией Таврики-Крыма насчитывают длительную историю. Однако развитие материальной и духовной культуры украинцев Крыма во многом определяется особенностями формирования всего восточнославянского населения региона. На протяжении конца XVIII – ХХ вв. на Крымский полуостров прибывали представители восточнославянских этносов из разных губерний (областей), входящих в настоящее время в состав России, Украины и Беларуси. По категориям украинских поселенцев выделялись: запорожские казаки, осевшие на территории Керченского полуострова после заключения Кучук-Кайнарджийского мира (1774 г.); помещичьи и государственные крестьяне Киевской, Черниговской, Полтавской, Екатеринославской, Харьковской и др. губерний, заселявшие Крым после присоединения его к России (1783 г.) до середины XIX в.; отставные солдаты, оставшиеся в Крыму по окончании Крымской войны (1853 – 1856 гг.); крестьяне всех украинских губерний, получившие экономическую свободу после отмены крепостного права (1861 г.).
По данным первой Всероссийской переписи населения 1897 г., в Крыму проживало 67,7 тыс. украинцев, или 11,8% от общей численности населения.
Прибытие украинцев из различных регионов продолжалось и в ХХ столетии. Начиная с осени 1944 г. украинцы (параллельно с русскими и белорусами) прибывали в Крым на восстановление разрушенного войной хозяйства. Расселение шло в Судакском, Алуштинском, Балаклавском, Бахчисарайском, Белогорском районах.
К 50-м гг. ХХ в. относится еще одна волна прибытия украинцев в Крым, связанная с правительственными «Планами по вселению и перемещению населения в колхозы Крымской области». По архивным данным, жители сел Винницкой области были направлены в Евпаторийский, Раздольненский, Красноперекопский, Симферопольский районы; из Сумской – в Первомайский и Симферопольский; из Черниговской – в Октябрьский, Черноморский и т. д. После изменения статуса Крыма стали прибывать новоселы из западных областей: Львовской, Ивано-Франковской, Ровенской, Тернопольской, Волынской и др.
По переписи 1989 г., в Крыму проживало 625,9 тыс. украинцев, или 21,6% населения Крыма.
Для изучения культуры украинского этноса в Крыму в качестве комплексного этнографического объекта можно выделить с. Новониколаевка Ленинского района, в котором находится этнографический музей, представляющий экспозицию как восточнославянской традиционной материальной и духовной культуры, так и культуры украинцев Крыма. В селе сохранились также жилища конца XIX в., одно из них оборудовано под музей «Українська хата». Выдержан традиционный интерьер, представлены предметы быта, мебель, собрано много фольклорных зарисовок. Инициатива создания музея принадлежала местному жителю Юрию Андреевичу Клименко (1936 – 2002 г.). Тема этнографии была ему не только близка, а являлась его повседневной жизнью. Собрав несколько тысяч экспонатов, музей был открыт 19 мая 1991 г. В настоящее время в комплекс музея входят крестьянская усадьба 1900 г., экспозиция по истории и быту села, «экспонарий» декоративно-прикладного искусства. Музей находится в частной собственности, правопреемницей всей коллекции в настоящее время является Клименко Валентина Алексеевна. Администрация этнографического и краеведческого музеев по согласованию с хозяйкой ставит вопрос о передаче музея государству и создания на его базе музея под открытым небом им. Ю. А. Клименко.
Одним из первых украинских сел является село Партизанское Симферопольского района (бывшая усадьба «Саблы» генерала Бороздина, а позднее помещика Давыдова). В селе сохранилась часовня конца XIX в., где в советский период был уничтожен склеп Давыдовых, сохранились только некоторые архивные материалы. В черте села располагается кладбище с чередующимися современными и прошлого века захоронениями с интересными по форме крестами, надписями на каменных плитах, орнаментацией.
В плане проведения народных праздников, исполнения украинских обрядов и ритуалов перспективны переселенческие села 50-х гг. ХХ в. Среди них можно отметить с. Пожарское и Водное Симферопольского района (фольклорные ансамбли в традиционных костюмах устраивают костюмированные представления на темы верований и традиций). Местом проведения праздников выбрана «Плачущая скала» – памятник природы невдалеке от с. Водное.
Жаль, что все выделенные объекты украинского этноса или разрушены, или находятся в аварийном состоянии (церковь, жилища). Заслуживает внимания мемориальная доска в с. Новониколаевка, поставленная основателям села на местном кладбище (по легенде, почти все коренные жители села – потомки первых поселенцев).
В целом, что касается дальнейшей работы по украинскому этносу, для широкого использования и развития объектов в этнографическом туризме есть ряд существенных предпосылок.
Источник: «Этнографический туризм в Крыму: состояние и перспективы развития» (по материалам Крымского республиканского краеведческого музея)