ДостопримечательностиИстория и архитектураПамятники архитектуры

Тепе-Кермен

К юго-западу от Бахчисарая находятся две горы с почти схожими, издали напоминающими усеченный конус. На одной из них располагается Тепе-Кермен (Крепость на вершине). Попасть на Тепе-Кермен можно из Бахчисарая, минуя Чуфут-Кале, по тропе, выводящей через караимское кладбище на плато, далее по лесной дороге и затем по тропе, круто уходящей влево и вниз по скалистому склону в лес. Она приводит на ровную поляну, посреди которой возвышается усеченный конус поросшей лесом горы, увенчанной скалистой вершиной. Вид этой горы удивителен, откуда бы на нее ни смотреть – издали, с плато, когда она как остров тонет в туманно-сиреневых далях на фоне гор Главной гряды, или вблизи, где правильность ее очертаний, контрастное сочетание покрытых лесов склонов и отвесных скал макушки, загадочность пещер будят фантазию и воображение. Именно зарисовки с натуры Тепе-Кермена послужили К. Ф. Богаевскому основой для картины «Жертвенники». Один из вариантов рисунка изображает две одинаковые пирамидальные вершины – это, несомненно, зарисовка вершин Тепе-Кермена и, на втором плане – Кыз-Кермена. Художник назвал рисунок «Алтари в пустыне», имея в виду один из разделов стихотворного сборника своего друга – поэта М. А. Волошина и одноименное стихотворение, где есть строки:

Я поставлю жертвенник в пустыне

На широком темени горы.

Поэт писал в нём о языческом поклонении Солнцу, а художник увидел в стройных очертаниях Тепе-Кермена подножие такого алтаря.

Городище Тепе-Кермен расположено на вершине горы-останца высотой 534 м над уровнем моря и 225 м над окружающей местностью. Склоны ее поросли лесом с запада и северо-запада, остальная часть безлесна. С северо-востока наверх ведет единственная тропа. Здесь находится пещерная церковь VIII – IX вв., весьма своеобразная по интерьеру. Ее размеры – 4,5 на 10,5 м, причем внутреннее пространство вытянуто в длину не как обычно, от входа к алтарю, а вдоль него. Молящиеся размещались полукругом перед выступающим внутрь храма алтарем, окруженным шестью грубо высеченными из цельного камня колоннами, из которых полностью уцелели три; на наружных стенках нижней части алтаря высечены большие кресты; выступ в глубине алтаря, под окном, служил жертвенником. У юго-восточной стены храма – две высеченные в полу гробницы, над ними – остатки греческой надписи, в углу – баптистерий в виде каменного ящика с крестообразной выемкой. В пещере ниже церкви исследователи начала XX в. находили много человеческих костей: очевидно, это был могильник, куда складывали по древнему обычаю кости, вынутые из гробниц. Своеобразное решение внутреннего пространства пещерного храма роднит его с аналогичными сооружениями областей Малой Азии (Анатолии, Сирии). Поскольку носителями этих традиций были иконопочитатели, бежавшие на окраины империи, особенности тепекерменской церкви могут служить косвенным доказательством их пребывания здесь. Очевидно, в период создания храма Тепе-Кермен был уже заселен, а городище укреплено. И хотя следов крепостных стен пока не обнаружено, такой вывод может быть сделан из наличия на Тепе-Кермен пещерных казематов, аналогичных мангупским и эскикерменским, что свидетельствует о существовании каких-то общих принципов в организации обороны.

Раскопками вскрыты некоторые следы существования наземных построек на плато: большой дом из четырех помещений, в каждом из которых – вырубки для установки пифосов; меньших размеров помещение с лестницей из штучных блоков, время сооружения которого определено XII в., а верхняя кладка из тесаного камня – XIV в. Неподалеку была найдена пластина с изображениями святых. У южного края плато заметен фундамент небольшой часовенки с полукругом апсиды из массивных, грубо отёсанных каменных блоков. Само название Тепе-Кермен – Крепость на вершине – говорит о том, что на плато находилось укрепление, однако раскопки пока не дали полной картины жизни городища. Зато пещеры Тепе-Кермен, наиболее сохранившие следы былой жизни на горе, являют собой едва ли не все многообразие типов, встречающихся в пещерных городах. Наиболее полное обследование пещер Тепе-Кермена было предпринято в 1912 г. Крымским обществом естествоиспытателей и любителей природы, а результаты его были обобщены Н. А. Боровко в работе, которая по полноте иллюстративного материала (фотографии, планы, чертежи), охватывающего едва ли не все пещеры этого города, нужно отдать ей справедливость, представляет исключительное явление в литературе о пещерных городах.

Самые крупные пещеры со входом во всю ширину, составляющие примерно половину всех пещер, причисляют к самым ранним: внутри имеется обычно нечто вроде «завалинки», с углублением, напоминающим ясли, верхний край которого иногда приподнят и снабжен дырами, словно для привязи скота. Часто встречаются в таких пещерах «каменные кольца» - высеченные в стенах, потолке уступы с дырами, очень напоминающими отрезки кольца, вставленные своими концами в каменную массу. Пещеры с входом в виде люка, находящиеся на вершине плато, производят впечатление погребов наземных сооружений, за исключением нескольких, служивших цистернами для сбора воды. Пещеры с «дверью», которых насчитывается 57, – это маленькие помещения без окон. Есть и несколько самых маленьких – ниже человеческого роста – и самых «непонятных» пещер со входом-«дверью», расположенных с противоположной стороны горы.

На юго-западе скала выдаётся в лес уступом: обогнув ее и двигаясь к югу, встречаем самую крупную пещеру. Перед ней естественная терраса, в левом конце которой вход в виде двери: против входа – выступ с нишей, над ними, по обе стороны – две нишеобразные выемки. По словам Н. А. Боровко, «некоторые принимают ее за пещерный храм, но не христианский». Разбирает Боровко и основные гипотезы о происхождении пещер. Первая приписывает их образование «народу глубокой древности», «троглодитам» Страбона: эту точку зрения высказывали Дюбуа де Монпере, Д. Струков, Г. Караулов. Другие приписывают крипты христианам, спасавшимся от гонений, иконопочитателям (Паллас и другие). Согласно третьей гипотезе, высказанной немецким учёным Тунманом в 1777 г., Тепе-Кермен – это кладбище глубокой древности. «Тепе-Кермен, то есть замок горной вершины», – писал он, – «высокая, отдельно стоящая гора в виде сахарной головы… на вершине которой еще и теперь видны остатки крепости, по-видимому, глубочайшей древности. Вся скала покрыта бесчисленным количеством гротов и пещер, расположенных в особом порядке, почти как колумбарии древних. Можно думать, что их назначение и было служить местом погребения».

Интересно, что Тунман упоминает руины крепости на вершине. Сегодня о ее существовании говорят только остатки «постелей» боевой стены, которые вместе с вырубленными в складе верхними маршами дороги свидетельствуют о продуманной системе укреплений, вполне типичной для раннесредневековых крепостей Внутренней гряды – Эски-Кермена, Мангупа (на мысе Тешкли-Бурун) и других. В этом случае можно рассматривать пещеры над верхним маршем дороги как «пещерные казематы», входившие в систему обороны, а сам Тепе-Кермен как феодальный замок раннего средневековья, возможно, возникший на территории укрепленного убежища, с примыкавшим к нему сельским поселением, к которому принадлежали пещеры восточного и юго-восточного склона.

 

Тайны горного Крыма. Т. Е. Фадеева.