Республика КрымИсторияЭтнография Крыма

Тавры

Пожалуй, каждому знакомы названия «Таврика», «Таврида», которые использовались, да и продолжают еще использоваться по отношению к Крыму. А вот все ли знают, что появление этих географических названий имеет прямое отношение к народу, который по праву может считаться крымским аборигеном, поскольку вся его история от начала и до конца неразрывно связана с полуостровом?

Прежде чем познакомиться с историей этого народа, несколько слов о происхождении названий «тавры» и «Таврика». Древнегреческое слово «tauros» переводится как «быки». На этом основании делали вывод, что греки называли так местных жителей, поскольку у них существовал культ быка. Выдвигалось предположение, что крымские горцы называли себя каким-то неизвестным словом, созвучным греческому слову «быки». Наконец, в соответствии с третьей версией, Тавром греки называли горную систему в Малой Азии. Осваивая Крым, эллины, по аналогии с Малой Азией, назвали Тавром и Крымские горы. От гор получили свое наименование живший в них народ (тавры), и полуостров (Таврика), на котором они обитали.

Самые ранние сведения о таврах, как о жителях Крыма, содержатся в «Истории» Геродота. После Геродота о таврах писали и другие античные авторы. Так, Псевдо-Скимн на рубеже III – II вв. до н. э. Подчеркивал жестокость тавров и отметил, что они «… любят кочевую жизнь в горах». Как горцев-кочевников характеризовал тавров и поэт Никандр Колофонский (II в. до н. э.). Историк I в. до н. э. Диодор Сицилийский, восхваляя деяния боспорского царя Евмела (конец IV в. до н. э.) по очищению Черного моря от пиратов, перечислил среди пиратствующих народов и тавров. Его современник – географ Страбон – рассказал, что неподалеку от Херсонеса (Севастополь) в гавани Символов (Балаклавская бухта) тавры «…устраивают свои разбойничьи притоны…» и нападают на укрывавшихся в ней. Нападение тавров на потерпевших кораблекрушение римских солдат, которые почти полностью были уничтожены, описано римским писателем и историком I-II в. н. э. Тацитом.

Читая произведения античных писателей, образованные люди России и других европейских государств начиная с конца XVIII в. стремились отыскать в горном Крыму следы жизни тавров. И они были найдены. На Главной гряде Крымских гор, а также на Южном берегу Крыма удалось открыть древние кладбища (могильники), состоящие из каменных ящиков длиной около 1,5 м, шириной и высотой – около 1 м. Они представляли собой конструкцию из поставленных на ребро двух длинных и двух коротких плит, перекрытых еще одной плитой сверху.

Кроме могильника Мал-Муз в Байдарской долине, все остальные горнокрымские памятники, а их около 60-ти, разрушены и ограблены.

На сей день в горном Крыму обнаружено всего 1 связываемое с таврами поселение, которое расположено на горе Кошка у Симеиза.

Дальнейшие исследования крымских древностей, продолжившиеся уже в советское время, выявили новые поселения в предгорной части полуострова. Происходившие из их раскопок находки отличались заметным архаизмом. Это обычные для памятников каменного и бронзового веков кремневые скребки, шлифованные каменные топоры и костяные иглы-проколки, а также колоритная лепная лощеная посуда, украшенная врезным геометрическим орнаментом, иногда инкрустированным белой пастой, прежде известна не была. В 1920-х гг. выдающийся крымский археолог Г. А. Бонч-Осмоловский объединил все поселения этого типа в одну группу, которая по месту первых раскопок в урочище Кизил-Коба получила название «кизил-кобинская культура».

Малочисленность греческих находок на таврских памятниках говорит о замкнутости тавров и их нежелании вступать в торговые или иные контакты с эллинами. Однако в некоторых случаях тавры становились жителями античных городов. Типичные кизил-кобинские сосуды с черной блестящей поверхностью и врезным декором найдены на Боспоре, в Керкинитиде и Херсонесе.

О религиозных представлениях тавров, кроме упоминавшегося культа богини Девы, известно немного и судить об этом можно по находкам в некоторых крымских пещерах. В пещере Ени-Сапа стоял сталагмит, увенчанный рогатым черепом козла, вокруг которого были разбросаны обломки кизил-кобинских сосудов. В одном из залов пещеры МАН, где также найдена таврская керамика, обнаружено изображение человеческого лица с крестом над ними, который, как считается, символизирует солнце. Поскольку сырые, холодные и темные пещеры мало пригодны для жилья, ученые полагают, что это таврские святилища, где отправлялись земледельческо-скотоводческие культы.

Как известно, самые поздние таврские памятники прекратили свое существование в IV или в начале III в. до н. э. Но совсем не значит, что к этому времени тавры исчезли совсем.

Для объяснения того, что же произошло с таврами, предлагается такая версия. По-видимому, к IV в. до н. э. какая-то часть таврского населения, волею судеб оказавшаяся в античных городах, «растворилась» среди греков. Другая, значительно большая часть крымских аборигенов, вошла в состав жителей позднескифских поселений. Как раз в это время скифы-кочевники переходили к оседлости, создавая в предгорьях свои долговременные населенные пункты. Постепенно, под воздействием численно превосходящих и более развитых скифов, тавры утратили специфические особенности своей культуры и стали археологически совершенно «неуловимыми».

Источник: В. Власов «Без тайн и табу»