ДостопримечательностиАрхеологияПещерные города

Сюреньская крепость

Князь, крепость, капелла. Будто из давнего далека эти слова печатают патиной романтичный ореол и витиеватую геральдику гербов того средневекового и смутного времени, когда землю словно поделили на разнообразные куски княжеств и королевств, украсив ее замкам, церквями и цитаделями. Сюреньская крепость стоит над сказочной страной со стоцветными сверкающими столпами скалистых ступеней в сердоликово-синей сфере.

Высокий и узкий мыс Куле-Бурун (Башенный мыс) с Сюреньской крепостью возвышается над селом Малосадовое на левом берегу реки Бельбек, рядом с шоссе Ялта – Бахчисарай.

Маршрут лежит через мост, и на юго-западной окраине села нужно повернуть налево и подниматься по ущелью Кизильник, разделяющему мысы Куле-Бурун и Ай-Тодор (Святой Федор). По пути можно осмотреть миниатюрный пещерный монастырь Челтер-Коба («Решетка пещеры») с кельями примерно на 25 обитателей-монахов, зато храм обширен и вырублен в естественном гроте.

Трудяги-монахи выращивали виноград, имели 13 давилен и готовили вино. Даже сейчас одичавшие лозы вьются по окрестным склонам. Датируют жизнь обитателей Челтер-Коба с IX по XV вв. В игре осенней светотени и моего воображения, будто из лилово-палевого зыбкого старинного стекла, вырастают фигуры и предметы, пребывающие в другом, параллельном мире, магическом и мерцающем, но лишенные реальной плоти. Кирпичные ризы монахов, иссиня-красный сок винограда в тарапанах, резные пылающие листья, рдяное грозовое небо в просвечивающихся чувственных мазках телесной и духовной красоты. Паутина золотой штриховки покрывала плоские формы и замерзшие фигуры, будто ожидающие от меня каких-то страшных действий. Кто для них я? Варвар, уродующий скалы и стены грязными автографами и надписями, или тихий любопытствующий турист?

В верховьях ущелья поворачиваете налево, и перед вами Сюреньская крепость. Мыс Куле-Бурун отсекается от остальной части плато двумя сходящимися под тупым углом картинами оборонительной стены, а на стыке поставлена круглая башня – донжон, построенная не позднее VII в. Сложена она из крупных известняковых квадров с тщательной отеской-подгонкой камней. Сводчатое и арочное перекрытия из легкого известнякового туфа, напиленного в форме 12 клиньев с круглым замковым камнем в середине. Башня двухэтажная, высотой 10 м. В нижнем этаже башни были сделаны бойницы, в верхнем – три окна, обрамленные арками. На второй этаж ведет каменная лестница, и можно было защищаться, даже когда враг прорвется в крепость. Сейчас купол верхнего этажа башни, служившей капеллой для княжеской семьи, почти обрушился, и от его фресок сохранились лишь изуродованные фрагменты.

Роспись XIII – XIV вв., точнее, ее остатки, делится на отдельные композиции. В основании купола имелся ярус сцен из жизни Христа и богоматери. На стенах и откосах глубоких амбразур написаны фигуры святых и орнаменты.

На штукатурке внутри башни и в куполе видны следы пожара, от него сгорели и деревянные балки, и настил междуэтажного перекрытия. С востока башни находились сводчатые ворота, но арка обрушилась, с запада – вылазная калитка.

С высоты мыса Кале-Бурун разворачивается царственная панорама реки Бельбек и Крымских гор. Гамма красок, яркая и радостная, небо голубое с золотисто-желтыми облаками, дали Главной гряды розоватые, окружающие скалы сине-стального и красновато-коричневого цветов. И нежные тончайшие оттенки окрашивают и моделируют осенний цвет в оливково-серые и жемчужно-зеленые тона. Плодородную долину местные люди всегда трудолюбиво и тщательно обрабатывали, выращивая на ней злаки, овощи, высаживая сады и виноградники. Несколько поселений и могильников найдены археологами между селами Малосадовое и Куйбышево.

Возможно, эта земля и люди на ней находились под властью феодального князя, восседавшего в Сюреньской крепости.

Стояло грозовое время XII – XIV вв., постоянные битвы и стычки с кочевниками и чужеземными захватчиками, и жители горного Крыма всегда были готовы оставить плуг и взять в руки меч. И князь во главе своей профессиональной дружины и боевого ополчения выступал на защиту подданных, укрывшихся в опасное время за крепостными стенами. Это рождало широкую популярность военно-феодальных, дружинно-рыцарских взглядов и настроений: отсюда вырастали благородство и человечность образов воинов-защитников, распространенных в памятниках искусства Юго-Западного Крыма. Особенно мощно это отражается в сохранившейся росписи Храма Донаторов, содержащей образы святых-воинов и портрет княжеской семьи. Такая композиция служила хорошим воспитанием любви к князю-защитнику, и сама обстановка времени с тревожной военной грозой сближала князя с его земледельцами, выступавшими на защиту своих домов, семьи и земли. Доживает Сюреньская крепость и монастырь Чилтер-Коба до конца XV в. – в 1475 г. они были разгромлены турецким нашествием.

Сюреньский замок, но так и хочется сказать: «Сюреньская белая роза в удивительном и узорчатом прозрачном порфире Внутренней гряды Крымских гор». Чуть подвявшие и выщербленные лепестки-камни, много разрушено, но так очарователен, так хорош, так ясен, ярок и интересен этот белокаменный бутон в шафрановом соцветии пещерных городов. Осторожно кладу ладони на квадры крепости и чувствую жар углей, опаливших турецким пожаром христианский памятник средневековой культуры. И златокудрым ликом неопалимой купены встает и тянется к солнцу, жизни и светлым людям Сюреньская крепость – крымская драгоценность каменной гряды.

 

Источник: В. Авинда. «Пещерные города Крыма»