Республика КрымИсторияЭтнография Крыма

Свадьба караимов – той

В первый день свадьбы жених отправлял невесте в сопровождении музыки поднос с вареньем и сладкой розовой наливкой – татлы-ракы (букально – сладкая водка).

В тот же день из товарищей жениха выбирали двух шошбинов (дружек, свидетелей, шаферов), которые неотступно должны были находиться при женихе во время основных церемоний.

Вечером начиналась и продолжалась несколько дней свадьба. Сопровождавшие ее обряды проводились сначала отдельно у жениха и невесты. Первый день завершался девичником в доме невесты и мальчишником у жениха.

 

Кызлар гэджэсы – девичий вечер

У невесты собирались празднично разодетые девицы в бархатных платьях, в расшитых золотом и жемчугом безрукавках и фесах (шапочках), с ожерельями из монет и множеством мелких косичек. Подруги танцевали под музыку. Невеста не танцевала. Она сидела в почетном углу, накрытая специальным покрывалом – тувух, под которым с этого дня должна была скрываться от посторонних взоров до конца свадьбы. Мужчины на девичник не допускались. Исключение составлял чыракчы, являвшийся к полуночи со сватами – кудалар. Ему разрешалось протанцевать с подносом на голове, на который женщины бросали деньги для раздачи потом бедным. За полночь садились за ужин, после которого гости расходились.

 

Мальчишник

В этот вечер у жениха собирались и гуляли до утра молодые люди. На эту холостяцкую пирушку – веселую конушма – не дозволялось приходить женатым и братьям невесты.

На следующий день состоялось купание невесты и посещение бани женихом.

 

Кэлин-йувмак – купание невесты

В доме невесты собирались женщины и девушки-подруги и купали ее. После купания невесте красили хной волосы и ногти. Девушки заплетали ей волосы и выкладывали на висках особые локоны – зилиф, – характерные для тюркской замужней женщины и отличавшие ее от девушки и от вдовы. Ближе к вечеру невесту долго и тщательно одевали и украшали в сопровождении печальной музыки и песен. Пели о свободе девушки, о трудной участи и страданиях замужней женщины.

 

Купание жениха

В это же время жених с большой группой друзей, знакомых и незнакомых мужчин посещал баню, закупленную на весь день. Жених нанимал верховых лошадей для всех сопровождавших его. Шеи лошадей украшали платками. Вся процессия во главе с музыкантами отправлялась из Кале в Бахчисарай, в баню. Позади ехал на корове шут – обязательный участник свадьбы. Кавалькаду замыкал чыракчы с бочонком вина (часто из виноградника жениха) и закусками, преимущественно из баранины. Процессия достигала иногда ста человек.

По случаю праздника в бане за особую плату включался фонтан, живительные струи воды которого символизировали счастье и здоровье. Друзья пели обрядовую песню «Шардуван (Шад-рэван)» – «Весело бьющий фонтан»:

Жених прибыл в баню, посмотрел:

Из весело струящегося фонтана бьет вода…

«Да будет жизнь твоя долга и счастлива».

Сказав это и окружив, друзья взяли его с собой.

Пусть принесет счастье бьющий фонтан,

А вокруг пусть все заполнят цветы розы.

А девица, побудившая открыть фонтан,

Пусть будет здорова, как вода!

После мытья жених и сопровождавшие брили головы. Затем садились в предбаннике за большой стол с закусками и вином. Все желавшие, включая и незнакомых, угощались и пили за здоровье жениха.

 

Возвращение в Кале. Скачки

После выхода из бани все садились на коней. Всадники выстраивались в ряды. Жениха помещали в середине. С боков его охраняли шошбины. В таком порядке под звуки музыки кавалькада возвращалась в крепость. Выехав за Бахчисарай, устраивали скачки с призами – кийув – ат-кошу.

При наступлении сумерек зажигали факелы, строились попарно и заряжали пистолеты, «так как им предстоит проезжать по узкой тропинке и воображаемо отбиваться от всех врагов, которые вздумали бы напасть на жениха». С музыкантами во главе, под барабанный бой, с криками «ура!» и стрельбой из пистолетов мчались во весь опор домой.

При приближении к крепости от кавалькады отделялись несколько всадников и мчались сломя голову, стараясь обогнать друг друга, чтобы сообщить в доме невесты о приближении жениха. Примчавшийся первым получал в награду шелковый платок, вторым – бумажный, а третьим – луковицу.

Основная кавалькада сначала подъезжала к родовому кладбищу Балта тиймэз («топор не коснется»), расположенному у подножия крепости. Спешившись, заходили на кладбище, где жених поклонялся памяти предков. Затем вновь седлали коней и подъезжали к главным воротам крепости (Биюк капу). Привратник (капуджи), получив подарки, открывал обитые железом ворота и пропускал кавалькаду в крепость. Здесь все расходились по домам до продолжения свадьбы.

Позже вечером в доме невесты собирались почетные лица и свидетели. В их присутствии составлялся брачный договор – шетар – на красочно орнаментованном пергаменте. Согласно религиозной традиции, схема и содержание брачного договора оставались неизменными в течение веков. Один из древнейших сохранившихся договоров датируется 1400 годом. Разрисовывал и писал договор чаще всего газзан в присутствии родственников и свидетелей. После составления брачного договора женатые и старшины садились за стол. Жених же с приятелями уходили пировать к себе домой.

 

Одевание жениха

Около полуночи к жениху и его друзьям приходил чыракчы с большим пирогом из сырой баранины (кобэти) и калачом и приглашал всех на венчанье. Приятели вели жениха в брачную комнату, где с песнями и танцами совершался длительный обряд одевания. Все платья с головы до ног были новые. Одевали с шутками и прибаутками, нередко, как бы невзначай, в вывернутое наизнанку платье, которое затем многократно переодевали. Каждый предмет одежды сопровождали песней. Закончив, наконец, эту длительную процедуру и устав от смеха, садились на несколько минут за стол с хлебом-солью и подносом, на который клали деньги для бедных. После этого жениха вели пешком во главе с чыракчы к невесте, под музыку, освещая дорогу факелами и свечами.

К приходу жениха невеста была уже наряжена, готова к церемонии и сидела, накрытая покрывалом, в комнате с матерью и близкими женщинами. В другой комнате ожидали мужчины – почтенные старики, газзан, отец и родственники невесты.

 

Кыдыш – венчание

Кыдыш – венчание – газзан начинал по приходе жениха. Сначала брат невесты зачитывал брачный договор. Его подписывали жених и 12 свидетелей. Затем шетар сворачивали трубочкой, бросали внутрь золотую или серебряную монету, опечатывали и в таком виде в дальнейшем хранили. Договор вскрывали лишь в случае развода или смерти одного из супругов.

С момента составления брачного договора и до окончания венчания исполнялся ряд традиционных обрядов. В определенный момент жених и невеста становились на белый войлок или шкуру. Их посыпали монетами, миндалем, сахаром, зерном. В конце обряда на голову жениха клали немного золы. Интересно обязательное присутствие в обряде белых войлока или шкуры как символа радости, счастья и здоровья.

После благословения молодых священником церемония венчания считалась законченной, и жених сразу же отправлялся пешком с друзьями домой. Брат невесты относил ее на руках в повозку и вместе с родственниками жениха отвозил в его дом. Здесь опять брат невесты относил ее в брачную комнату. К приходу жениха невеста уже была у него дома.

Друзьям жениха подавали закуску – йикил кэт аша – «поешьте и убирайтесь», – и гости долго не задерживались. Молодые оставались одни в спальне. Сидя на брачном ложе – кэртэк, – жених впервые заговаривал с невестой. А она после многих просьб впервые открывала перед ним свое лицо и целовала жениху руку. Жених надевал ей на шею цепочку – кюрюм-бакшыши – подарок свидания – и с этого момента вступал в свои супружеские обязанности.

Наутро обязательно просматривали простыни новобрачных. Это утро называлось кэртэк алды – «брачное ложе». Для близких друзей и родственников устраивали небольшой завтрак.

Семь дней муж не должен был выходить из дому. К нему и к его жене отдельно могли приходить в гости мужчины и женщины.

Накануне субботы к новобрачным приходила молодежь. Друзья оставались ночевать в комнате с мужем, а подруги – в комнате с молодой супругой.

Этот вечер назывался аслан гэджэсы или аслан оджакгэджэсы – «львиный вечер», или «вечер львиного очага». Считалось, что молодой муж, как лев, противостоял страсти, расставшись на ночь с женой. Всю ночь друзья беседовали, рассказывали легенды и сказки, отгадывали загадки, соревновались в знании пословиц и поговорок.

В конце седьмого дня состоялся бакшыш гэджэсы – вечер подарков. Собирались родственники и дарили новобрачным подарки. Затем молодой муж целовал руку и платье своей матери, сидевшей в кругу женщин, и дарил ей шубу. Этот обычай назывался покрывание шубой – тонйапмак. Присутствовавшие бросали на шубу деньги в подарок прислуге. Свадебный обряд заканчивался очередными поздравлениями, национальными песнями и танцами.

На седьмое неделе в субботу молодая жена впервые могла пойти молиться в кенаса.

 

Источник: Ю. А. Полканов. «Обряды и обычаи крымских караимов-тюрков»