Республика КрымИсторияЭтнография Крыма

Степные жители Крыма

Степные жители Крыма образуют третью языковую группу после южнобережных татар и жителей горного Крыма. В состав крымскотатарского населения, формировавшегося в степной полосе Крыма, вошли в основном кыпчакско-половецкие племена. Свидетельством тому – топонимика и тамги на надгробных памятниках. В этногенезе здесь приняли участие смешавшиеся с кыпчаками остатки хазар, печенегов, гузов (торков), отчасти татаро-монголов и ногайцев.

В исторических названиях деревень степного Крыма сохранились имена родов и племен, вошедших в состав этой группы крымскотатарского народа. «В списках населенных мест крымских уездов Таврической губернии (кроме Ялтинского), изданных в 1865 г., встречаются по пяти раз имена кипчак, алчин и китай, по два раза имена канглы, алач и тама; сверх того, те же имена и имена кирей, киреит, киргиз-казак и пр., оказываются в составе сложных имен населенных мест, например, Боз-Оглу Кереит, Унгар-Найман, Карт-Казак». Потомков многих из них встретим среди таких народов, как казахский, киргизский, каракалпакский, узбекский, что ясно указывает на историческую и родовую близость крымских татар степной полосы Крыма со среднеазиатскими народами.

Богатый материал для уточнения этнического состава степных крымских татар дают тамги, обнаруженные на территории их формирования. Научная экспедиция, отправленная летом 1925 г. для изучения истории, культуры, литературы и этнографии, собрала более 400 тамг в степной полосе Крыма. Тамги были найдены на надгробных памятниках, где имя покойного и дата его рождения и смерти отсутствовали. Лишь тамга, высеченная на камне, указывала, к какому роду или улусу принадлежал почивший в могиле. Члены экспедиции с сожалением констатировали, что степные крымские татары, зная свою тамгу, уже в первой четверти ХХ в. не могли указать, к какому именно улусу принадлежат данная тамга и ее владетели.

Тамги, обнаруженные в степной части Крыма, принадлежали древним тюркским родам и племенам: салгурам, карлукам, канглам, найманам, киятам, кенегесам, кыпчакам, аргынам, алчинам, конратам, киреитам и др. Указанные роды и племена в Крыму перешли к оседлой жизни и вместе с местным населением северной части Крыма составили основу формировавшегося здесь этноса.

В предгорья и горную часть Крыма тамги переносились вместе с приобретаемыми в степной полосе животными и использовались только для клеймления своего скота. На Южном берегу и в центральной части Крыма тамги на надгробных памятниках не ставились.

Мы уже отмечали, что в Крыму монголо-татары вошли лишь незначительным слоем в состав господствующих элементов. Об этом косвенно свидетельствует и то, что в крымскотатарском языке лишь около 30 монгольских слоев, в то время как в якутском, например, около 2500. Между тем, монголо-татары, сосредоточив власть в своих руках, сумели передать свое имя гораздо более многочисленному населению, причем не только в Крыму, но и за его пределами. Остается лишь отметить, что есть существенная разница между историей народа и историей его имени.

 

Источник: А. Меметов. «Крымские татары» (историко-лингвистический очерк)