Республика КрымИсторияИстория Крыма

Средневековый Херсонес и его роль в крещении Руси

После разделения Римской империи на две части с конца IV в. Херсонес фактически находился в зависимости от Константинополя – столицы Восточной Римской империи. Херсонес по-прежнему был нужен Византии как форпост для защиты владений в Крыму, как важный торговый центр, как орудие дипломатии в сношениях с племенами Северного Причерноморья и как рассадник христианской религии, служившей, по существу, тем же целям во внешней политике Византии.

Этой важной ролью Херсонеса объясняются меры, направленные византийскими императорами на усиление обороны, на восстановление города и строительство христианских храмов.

Зачатки христианства в Херсонесе появляются в первых веках нашей эры. В начале IV в. здесь проповедовали миссионеры, посланные иерусалимским патриархом. Об их деятельности и мученической кончине рассказывают «Жития», составленные в VII в. Гибель нескольких миссионеров заставила в 325 г. Константина I послать в Херсонес епископа Капитона с военным отрядом в 500 человек – новую религию приходилось утверждать при помощи меча.

Византийские императоры уделяли много внимания строительству в Херсонесе христианских культовых зданий. Некоторые из них были сооружены еще в V в., особенно же интенсивно строительство шло при Юстиниане I (527 — 565 гг.).

Большая часть сооружений – базилики – здание прямоугольной формы, разделенное внутри рядами колонн на несколько продольных частей – нефов, с алтарем на восточном конце и нартексом (притвором) в западном.

Херсонесским базиликам придавали богатый вид мраморные колонны и капители, привезенные с о. Проконнеса в Мраморном море. Обычно полы были вымощены мрамором или мозаикой четырех цветов (белый, желтый, красный и черный). Стены украшались мозаикой из смальты (стеклянные разноцветные кубики). Роскошь отделки объясняется тем, что христианская религия к этому времени стала большой социальной силой, и императоры, начиная с Константина I, стремились использовать ее для усиления своей власти в государстве. В сочетании с торжественным богослужением красота внутреннего убранства храмов должна была производить на народную массу огромное впечатление и свидетельствовать о величии, богатстве и мощи христианской церкви, а также стоящей рядом с нею государственной власти.

Период с конца V в. до середины VII в. в истории Херсонеса характеризуется не только интенсивным городским строительством, но и оживлением торговли и всего хозяйства в целом. Подтверждением тому служит возобновление собственной чеканки монет при Юстиниане I. Херсонес становится главным экономическим, политическим и культурным центром в Крыму.

Зависимость города от империи выражалась в назначении императорского наместника, являвшегося одновременно начальником воинской части, стоявшей в Херсонесе. В городе находился отряд баллистариев – воинов, в распоряжении которых были баллисты – метательные орудия. На содержание отряда византийская казна ежегодно отпускала тысячу мер пшеницы и материалы для баллист – веревки, коноплю, железо, масло.

В середине IX в. была образована Херсонская фема (область) с центром Херсонес. Фему возглавлял стратиг – начальник военных сил области. В его же подчинении были чиновники по гражданским и хозяйственным делам – судебным и финансовым. Кроме того, метрополия назначала должностных лиц по сбору торговых пошлин. Таким образом, органы имперской власти стали над органами местного самоуправления и ограничили сферу деятельности последнего.

Однако демократические традиции там были сильны, что нередко приводило к конфликтам с центральной имперской властью. Так, в 892 г. в результате острого недовольства, вызванного действиями наместников, в Херсонесе был убит стратиг Симеон.

Византийские императоры хорошо знали о стремлении города к независимости и принимали меры для того, чтобы удержать его в подчинении. В советах Константина Багрянородного сыну и наследнику Роману содержится целая программа действий на случай восстания в Херсонесе. «Должно знать, – пишет он, – что, если бы жители Херсона когда-нибудь восстали или пожелали совершить что-либо противное царским повелениям, то все, какие окажутся в столице херсонские корабли с грузом, должны быть конфискованы, а матросы и пассажиры-херсониты должны быть закованы и заключены в тюрьму... Воспретить кораблям пафлагонским, вукелларийским и побережным понтийским отправляться в Херсон с хлебом, вином и какими бы то ни было другими нужными продуктами или предметами... Стратигу надлежит выехать из Херсона, удалиться в другое место и оставаться там».

Эта предусмотрительность византийского правительства объясняется ролью, которую играл Херсонес в данный период: являясь орудием византийской дипломатии в сношениях с печенегами, он привлекал их на сторону Византии против усилившейся Болгарии.

Одновременно херсонский архиепископ проповедовал христианство среди хазар, также стремясь сделать их союзниками Константинополя. Но особенно важное значение имел Херсонес в сношениях между Византией и Русью со времени княжения Владимира в Киеве.

По просьбе императора Василия II князь Владимир послал ему в помощь шеститысячное войско, благодаря которому было подавлено восстание Варды Фоки, захватившего владения Византии в Малой Азии и угрожавшего Константинополю. Но Василий не выполнил договорных обязательств по отношению к Владимиру, и поэтому последний предпринял поход на Херсонес (Корсунь – в средние века Херсонес назывался Херсоном, а в русских источниках город именовался Корсунем). После осады, длившейся 9 месяцев, город был взят. Согласно летописному рассказу, Владимиру кто-то указал местонахождение городского водопровода: когда его перекопали, то «людье изнемогоша водною жажею и предашася».

Византийский император вынужден был выполнить требования Владимира. Он послал ему в жены царевну Анну и денежный выкуп за Херсонес, так как в этот момент Византия нуждалась в военной помощи русских. Со стороны Анны было высказано лишь пожелание о крещении Владимира. Летопись повествует, что Владимир был крещен в Херсонесе, после чего женился на Анне, отдал город Византии, а сам возвратился в Киев, увезя с собою греческих церковнослужителей и богатую добычу – многочисленные церковные принадлежности и произведения искусства. В Киеве языческие идолы были низвергнуты в Днепр, а население обращено в христианскую веру.

Женитьба Владимира на царевне Анне и крещение Руси имели огромное значение в политической и культурной жизни Киевского государства. Вступив в родство с византийскими императорами и приняв христианскую веру, Владимир становился равноправным государем в Европе: с этих пор русские князья вступают в родственные и политические связи с западноевропейскими властителями.

Православная церковь, став союзником княжеской власти, содействовала ее престижу среди русского населения, с одной стороны. С другой, вместе с христианской религией, по мере строительства церквей и монастырей, на Русь стали проникать грамотность и литература, предметы культа, произведения искусства, техника. В древней Руси были широко известны произведения художественной промышленности не только Византии, но и Херсонеса: иконы корсунского письма, корсунские кресты и др.

Русские владения к этому времени значительно расширились: они простирались от устья Дуная до Тмутаракани, которою владели северские князья. К 1068 г. относится известная надпись о том, что князь Глеб «мерил море по леду от Тмутараканя до Корчева». Следовательно, обоими берегами Керченского пролива владели русские, ставшие близкими соседями Херсонеса.

 

Белов Г. Д «Херсонес-Корсунь»