В цветущей красными маками Тарханкутской степи у поселка Черноморское появился новый заметный ориентир, который морские и авиационные штурманы теперь обозначают на своих навигационных картах.
На площадке Тарханкутской ветроэлектростанции смонтирована первая в Крыму ветроэнергетическая установка бельгийского производства мощностью 600 кВт. Фактически это небольшая электростанция, установленная наверху 60-метровой башни, напоминающей гигантскую сосульку идеальной формы, сплюснутую сверху изящной гондолой. Если добавить к высоте башни еще и размер лопастей генератора, то все сооружение от нулевой отметки до последнего миллиметра крыла составит 84 м. В Западном Крыму построек такой высоты до сих пор не существовало.
Тарханкутский ветер опробовал легкость вращения турбины лишь в процессе пусконаладки. Работа еще продолжается, и когда специалисты из Бельгии сочтут, что машина готова к эксплуатации, компьютер настроит лопасти гигантского винта на оптимальные параметры сотрудничества с ветром. Крым с момента запуска генератора будет получать электроэнергии на 600 кВт в час больше, чем раньше. Добавка в масштабах полуострова не ахти какая, но, как говорится, капелька к капельке, крупинка к крупинке… На строительной площадке ВЭС уже готовится фундамент для второй «шестисотки», а в проекте предусмотрена и третья.
Самому коллективу ветроэлектростанции новая турбина нравится больше, чем те, которые здесь начали устанавливать в 2001 г. Впрочем, 100-киловаттные машины, которые выпускает завод «Южмаш» по американской лицензии, тоже еще каких-нибудь 7 – 8 лет назад считались в Крыму чуть ли не верхом технологического достижения, они и сейчас надежно работают на Донузлавской, Мирненской и Судакской ветроэлектростанциях. На Тарханкутской, заметим, тоже. Но ветроэнергетика стремительно развивается, и теперь спросом пользуются ветрогенераторы уже гораздо большей мощности, поскольку в экономическом отношении они предпочтительнее. В европейских странах работают машины мощностью на 2 или даже 3 тыс. кВт. Поэтому, скорее всего, выпуск «соток» в Украине будет прекращен, и «Южмаш»перейдет на более мощные машины нового поколения.
На Тарханкутской ВЭС ставка изначально была сделана именно на стокиловаттные машины. Заказчик, в качестве которого выступает воинская строительная часть, предпочел дебютировать в ветроэнергетике с проверенных генераторов.
Сейчас на Тарханкутской ВЭС работает уже 58 «соток». Всего их будет 100. Однако здесь понимают, что будущее – за более мощными машинами. С точки зрения командира войсковой части полковника Игоря Олейскера, ветрогенераторы нового поколения более совершенны и в условиях отечественной тарифной политики в области электроэнергетики способны окупить себя через 7 лет, после чего будут приносить прибыль.
Крымский опыт в области ветроэнергетики уже широко известен, и теперь на полуостров для его изучения приезжают десятки делегаций. На Тарханкутской ВЭС в сопровождении народного депутата Анатолия Раханского побывал Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Азербайджан в Украине, Беларуси и Молдове Талят Мусеиб оглы Алиев. Гость очень дотошно интересовался не только технической стороной дела, но и экономической: какова себестоимость одного кВт-часа, насколько высок коэффициент использования машин, как выбираются места для строительства ВЭС.
Казалось бы, чего ради Азербайджану с его несметными запасами нефти тратиться на дорогую ветроэнергетику? И тем не менее, правительство страны сейчас изучает зарубежный опыт по ветроэнергетике.
Между тем, ветряки Тарханкутской ВЭС продолжают крутиться. С начала пуска ее первой очереди, который состоялся менее 2 лет назад, на энергорынок поступило уже 3,7 млн. кВт-часов электроэнергии. Тарханкутский ветер продолжает работать на Крым…
Источник: В. Щербинин