ДостопримечательностиРелигияРелигия в Крыму

Слово об Иннокентии – архиепископе Херсонском и Таврическом

О деятельности одного из патриархов Русской православной церкви, оставившего стойкую память на Крымском полуострове, а именно – о преосвященном Иннокентии, бывшем архиепископе Херсонском и Таврическом, нельзя не рассказать. Имя этого духовного лица было забыто не сразу. «Великим гражданином земли Русской» называл его историк Погодин; «Русским Златоустом» прозвали его современники, а крупнейший церковный историк А. П. Лопухин очерком о нем открыл серию исторических портретов под названием «Духовные светила XIX в.». Следует еще подчеркнуть, что ни один энциклопедический словарь, вышедший в России до 1915 г., не оставил без внимания этого имени. Память об Иннокентии – богослове и проповеднике – жила долго, и, пожалуй, немного было духовных пастырей, о ком было написано так много статей и очерков в различных российских изданиях. Но память веков переменчива, и ныне в Крыму почти никто не знает это имя, хотя именно здесь, на нашем полуострове, осталось более, чем где-либо, храмов, основанных по его замыслу и при его содействии.

Его мирское имя – Иван Алексеевич Борисов. Он родился в 1800 г., в семье священника небольшой церкви г. Елец на Орловщине. Скромная семья священнослужителя содействовала воспитанию доброго, отзывчивого мальчика, умеющего постоять за свои убеждения. Он рос любознательным, хорошо усваивал науки. По окончании академии как лучший студент был направлен в Петербург. В год приезда он принял монашеский постриг и начал преподавать в духовной семинарии. Проявив большие способности в работе с людьми и показав обширные познания в различных науках, он уже через год был назначен ректором духовного училища. О его быстром служебном продвижении говорит послужной список: в 25 лет он был уже экстраординарным профессором Петербургской духовной академии, в 29 лет – доктором богословия, в 30 – ректором Киевской духовной академии, в 35 – епископом, а еще через 10 лет – архиепископом. Уже первое значительное по объему произведение «Земная жизнь Иисуса Христа» сделало его имя известным в России. Другим направлением программы воздействия на души людей была его проповедническая деятельность.

Необычайный ораторский талант архиепископ сочетал с глубокими знаниями и огромной силой убеждения. Его проповеди, речи, напутствия производили на слушателей большое впечатление, их переписывали и распространяли по всей стране, многие из них были переведены и изданы на французском, немецком, польском, сербском, греческом и армянском языках. Известность снискали ему также научное описание многочисленных монастырских библиотек России, собирание старинных рукописей в специальном хранилище духовной академии.

Будучи овеянным славой и широкой известностью, в 1848 г. Иннокентий становится архиепископом Херсонским и Таврическим. Он постоянно проводил работу по описанию и изучению древних руин Крыма. Не ограничиваясь только этим, стремился создавать новые монастыри на месте наиболее почитаемых памятников христианской религии. Мечты его простирались и далее: он грезил о русском Афоне в Крыму.

Первоначально планировалось основным средоточием крымского братства иноков сделать средневековую пещерную церковь Успения Божьей Матери под Бахчисараем. Этот иноческий центр должен был называться Успенским скитом. Остальные церкви и часовни всех других священных мест полуострова должны были быть подчиненными скиту киновиям. Под киновием имелся в виду такой вид монашеского пустынножительства, при котором несколько иноков образуют религиозную общину и вдалеке от главного монастыря занимаются какими-либо полезными делами.

В Успенском ските под Бахчисараем и во всех других киновиях решено было иметь не более 9 монахов и 20 послушников и монашествующих. Учитывая малонаселенность Крыма и мусульманское вероисповедание основной массы населения, Иннокентий не настаивал на пострижении иноков. Он считал, что достаточно насельникам киновий строго организовать монашескую жизнь, не будучи монахами.

Правительственный Указ от 4 мая 1850 г. позволил достаточно масштабно развернуть дело создания Русского Афона и успешно преодолеть все трудности.

Какие же священные места были названы Иннокентием из множества христианских памятников Крыма, которым суждено было возродиться? Прежде всего – это Успенский скит, план восстановления которого был разработан в 1848 г., т. е. за 2 года до решения царя и Синода и создания Русского Афона. Церковь св. Анастасии при источнике возле пещерного города Качи-Кальон, в долине реки Альма; она была построена одним землевладельцем и пожертвована будущему монастырю. Церковь на территории древнего Херсонеса, которая была раскопана в 1827 г. и почиталась как место крещения киевского князя Владимира. Пещерная церковь в Инкермане. Часовня Иоанна Предтечи в с. Камары (ныне с. Оборонное) возле Балаклавы. Георгиевский средневековый монастырь между Севастополем и Балаклавой и др.

Бурное развитие монастырского строительства на территории Крыма, несомненно, определялось особенностями истории этого края. Сразу же после окончания Крымской войны архиепископ Иннокентий снова в Крыму. В мае 1857 г. он приезжает почтить память защитников Севастополя, а также определить, что следует предпринять по восстановлению разрушенных войной церквей. А потерь было достаточно много: в самом Севастополе были разрушены все без исключения церковные постройки. Сохранился только комплекс Георгиевского монастыря, который находился на территории, захваченной во время военной кампании французскими войсками. Архиепископ посетил Евпаторию, Симферополь, окрестности Бахчисарая, Севастополь, большинство монастырей. Простудившись во время поездки, он, тем не менее, заставлял себя двигаться, решать неотложные дела, выступать с проповедями. Вернувшись из этой поездки в Херсон, архиепископ Иннокентий умер 26 мая 1857 г.

 

Источник: «Крымский архив»