Скифы - народ, населявший восточноевропейские степи, ограниченные реками Дон и Дунай, а также Северный Кавказ в VII - IV вв. до н.э. В III в. до н.э. территория обитания скифов сильно сократилась.
В середине VII в. до. н.э. скифы, по-видимому, стали господствующей политической силой в Северном Причерноморье.
Однако не Крым и даже не Северное Причерноморье в целом были центрами сосредоточения скифов в VII-VI вв. до н.э. Скифские памятники этого времени сконцентрированы на Северном Кавказе.
Степи Прикубанья и Ставрополья, предгорные районы служили плацдармами для походов скифов в Переднюю Азию. Походы начались в 70-е гг. VII в. до н.э. Во всяком случае, с этого времени скифы под именем «ишкуза» становятся известны авторам древневосточных хроник. Вторжения скифов в Азию продолжались около 100 лет. За это время они участвовали в военных действиях на территории многих государств, доходя до границ Египта. Лишь после 585 г. скифы были окончательно изгнаны из Азии и вернулись на Северный Кавказ и в Причерноморские степи.
Переднеазиатские походы оказали существенное влияние на формирование скифской культуры. В частности, новыми мотивами и сюжетами обогатилось искусство звериного стиля.
Далеко не все скифы участвовали в набегах на древневосточные государства. Вероятно, это была прерогатива воинских дружин. Геродот записал легенду, действие которой происходит в Крыму во время возвращения скифов из походов.
Пока скифы воевали в Азии, их жены вступили в связь с рабами (рабов скифы ослепляли, вероятно для того, чтобы затруднить им возможность побега). Дети скифских жен и слепых рабов выкопали широкий ров, растянувшийся от Таврских гор до Меотийского озера, в том именно месте, где оно шире всего», то есть приблизительно на месте нынешнего Ак-Монайского перешейка, отделяющего Керченский полуостров от остальной части Крыма. Укрывшись за рвом, потомки слепых рабов вступили в бой с возвращающимися хозяевами. Скифам не удалось победить их в сражении, и тогда они применили нагайки. Свист нагаек был непереносим для потомков рабов, и они отступили.
В VI в. до н.э. произошло самое выдающееся событие в скифской истории - война с персидским царем Дарием I Гистаспом. Скифо-персидская война подробно изложена в описании Геродота, текст которого, совокупно с данными других письменных источников и археологическими материалами, многократно анализировался исследователями. Если верить Геродоту, Дарий пересек Дунай и, следуя параллельно Черноморскому побережью, но не заходя в Крым, добрался до Азовского моря (правда, некоторые современные авторы сомневаются в правдивости этого пункта и полагают, что все события скифо-персидской войны разворачивались в степях северо-западного Причерноморья). Непосредственных военных столкновений не было, но огромное персидское войско очень страдало от недостатка пищи, воды, корма для животных. В результате Дарий был вынужден, терпя огромные лишения, вернуться к Дунаю, переправиться через него и уйти во Фракию. Скифо-персидская война датируется, по разным подсчетам, между 519 и 510 гг. до н.э. Никто из современников не сомневался в том, что персы потерпели сокрушительное поражение, как ни странно, не вступив ни в одно сражение. Именно с этого времени в античной, а благодаря ей и в современной литературе, за скифами закрепилась слава непобедимых воинов.
Во времена Дария степной Крым, безусловно, был населен скифами и им принадлежал. Это заключение следует из той части рассказа Геродота, где он повествует о подготовке скифов к войне. Грозная персидская опасность заставила скифов обратиться за помощью к соседним племенам. Некоторые из них согласились стать союзниками скифов, другие, в том числе тавры,- отказались. Тавры, населявшие по Геродоту горный и предгорный Крым, могли быть соседями скифов только при условии принадлежности степной части полуострова последним.
Необходимость совместных военных действий и победа над персами, вероятно, способствовали консолидации скифских племен. Высказано мнение о том, что в это время только и сформировался скифский этнос.
Древнегреческие поселения, расположенные на европейском берегу Боспора Киммерийского, например, Мирмекий, в начале V в. до н.э. подвергались нападениям со стороны скифов, что и стало причиной возведения оборонительных стен. По мнению некоторых авторов, именно скифская угроза заставила античные полисы около 480 г. до н.э. объединиться в военный союз. Правда, не все-исследователи согласны с такой постановкой вопроса. В 339 г. до н.э. погиб, сражаясь с войсками Филиппа Македонского, 90-летний скифский царь Атей. Он возглавлял многочисленные отряды скифов, совершая с ними успешные походы за Дунай, чеканил от своего имени монету. Некоторые исследователи полагают, что Атей был царем всех скифов, обитавших между Доном и Дунаем, По мнению других авторов, ему подчинялись лишь племена, жившие в северо-западном Причерноморье. Во всяком случае, Атей сыграл выдающуюся роль в истории скифов. Недаром его имя несколько раз упоминается античными авторами, в том числе и в анекдотическом контексте (он, якобы, предпочитал звукам флейты ржание коня).
Письменные источники сообщают о военных контактах между скифами и боспорскими греками.
В первой четверти IV в. до н.э. скифы на стороне царя Левкона I участвовали во многотрудной войне с Феодосией и немало способствовали присоединению города к Боспорскому царству. На этом основании высказано предположение о заключении союзного договора между Левконом I и Атеем, в соответствии с которыми скифы должны были оказывать военную помощь Боспору, а греки - выплачивать дань своим союзникам. Однако, на взгляд автора, аргументы в пользу этой гипотезы принадлежат к числу тех, что невозможно ни опровергнуть, ни подтвердить. В речи Псевдо-Демосфена против Формиона упоминается война между скифским царем и Перисадом I. Это событие произошло несколько ранее 328 г. до н.э.
Тридцатитысячный отряд скифских наемников воевал в 310/309 гг. до н.э. на стороне боспорского царя Сатира против его брата Евмела. Когда Сатир умер от ран, ему попытался наследовать третий брат Притан. Однако он потерпел неудачу, бежал на азиатскую сторону Боспора и был убит. Евмел, войдя в
Пантикапей, вырезал всех родственников своих братьев, кроме одного. Сын Сатира Перисад, избежав гибели, верхом добрался до скифского царя Агара, у которого и нашел убежище. Если понимать Диодора буквально, то ставка или кочевья Агара должны были находиться недалеко от Пантикапея, вряд ли за пределами Крыма.
О скифах, живущих вблизи западного побережья Крыма, письменные источники не сообщают почти ничего. Можно вспомнить лишь о знаменитой гражданской присяге херсонеситов. Из ее текста явствует, что граждане очень опасались за Керкинитиду, Калос-Лимен, а также за «хлеб, свозимый с равнины». Равниной составители присяги называли северо-западный Крым, реальную опасность для которого могли представлять только скифы.
В течение III в. до н.э. в Северном Причерноморье происходят глобальные политические, экономические и этнические перемены. Территория обитания скифов сокращается до пределов Нижнего Приднепровья, предгорного и северо-западного Крыма. Из скотоводов-кочевников они превращаются в оседлых земледельцев. Большая часть северопричерноморских степей опустевает, а затем постепенно заселяется пришедшими из-за Танаиса сарматами. Скифия становится Сарматией. Коренные изменения в образе жизни скифов привели к формированию нового комплекса материальной культуры, существенной трансформации социальных отношений и религиозных представлений. В этой связи очень удачными представляются принятые в современной научной литературе дефиниции «поздние скифы», «позднескифская культура», как отражающие, с одной стороны, этническую и культурную преемственность от ранних скифов, а с другой - значительные изменения, которые произошли в результате перехода скифов к оседлости и включения в их состав многочисленных иноэтничных элементов.
Энциклопедия «Достопримечательности Крыма»