У скифов, как и у других индоиранских народов, существовало много жрецов. Это была обособленная социальная группа, отдельные категории которой занимали высокого положение. Геродот о скифских жрецах сообщает следующее: «Прорицателей у скифов много. Он прорицают с помощью большого числа ивовых прутиков следующим образом: принеся большие пучки прутиков, они, положив их на землю, разъединяют и, раскладывая прутья по одному, вещают, произнося прорицания, одновременно снова собирают прутья и опять по одному складывают их. У них это искусство прорицания, идущее от отцов, а энареи – женоподобные мужчины, говорят, что им искусство прорицания дала Афродита…».
Скифы почитали своих жрецов, но если предсказания не сбывались, жрецы рисковали многим, иногда – даже жизнью. Геродот весьма красочно рассказывает о прорицании в случае болезни царя: «Когда царь скифов заболевает, он посылает за тремя наиболее знаменитыми прорицателями. Они прорицают указанным способом; и говорят они чаще следующее – будто бы тот или этот человек ложно поклялся царскими очагами, называя при этом по имени того из жителей, о котором ни говорят.
У скифов принято чаще всего клясться царскими очагами, каждый раз, когда хотят принести величайшую клятву. Того человека, о котором они говорят что он ложно поклялся, сразу же схватывают и приводят. Прибывшего прорицатели изобличают… Тот отказывается, утверждая, что он не клался ложной клятвой, и негодует. Поскольку он отказывается, царь призывает других прорицателей, вдвое больше против прежнего. И если и они, рассматривая то, что дает гадание, признают, что он принес ложную клятву, ему сразу же отрубают голову, и имущество его делят по жребию между собой первые прорицатели. Если же пришедшие прорицатели оправдывают этого человека, то выносится постановление казнить самих прорицателей, которых призвали первыми».
Они умирали страшной смертью. Геродот сообщает: «Казнят их таким способом: нагрузив повозку хворостом, запрягают в нее быков. Сковав прорицателей по ногам и связав им руки за спиной и заткнув им рот, их бросают в середину хвороста и, поджигая его, гонят быков, испугав их…».
Источник: В. П. Дюличев. «Рассказы по истории Крыма»