Как ни велико различие между памятниками изобразительного искусства кеми-обинцев и других племен, обитавших в Крыму 4 – 5 тысяч лет назад, было бы неверно утверждать, что между ними нет ничего общего. Дело в том, что существовал еще один вид символических изображений – наиболее почитаемых, которым в одинаковой мере поклонялись все племена, – изображения солнца. С древнейших времен во многих странах земного шара в качестве «знаков солнца» использовались различные комбинации кругов с крестами, просто круги или кресты. Точно так изображало солнце и население Крыма в эпоху меди-бронзы. Техника выполнения изображений была разной.
На скале навеса Таш-Аир близ с. Предущельное и на стенке каменного ящика, обнаруженного близ села Долинное Бахчисарайского района, кеми-обинские художники изобразили солнце красной охрой в виде круга с перекрещивающимися в центре под прямым углом полосами. Солнечный знак аналогичного начертания высечен на обломке известняковой плиты, раскопанной в одном из курганов вблизи Симферополя. А на бронзовом литом топоре рубежа II – I тысячелетий до н. э., найденном около Керчи, солнечный знак в виде нескольких заключенных друг в друга дисков (с крестом внутри наименьшего) изображен рельефно выпуклыми линиями.
Особый интерес представляют два последних примера, ибо и на обломке каменной плиты, найденной в окрестностях Симферополя, и на бронзовом топоре из Керчи солнечные изображения сопровождаются еще и другими. Так, на плите за пределами очертаний солнца имеется пять чашесковидных углублений и несколько углубленных линий. Шестое чашечковидное изображение находится в самом центре солнечного знака, в том месте, где перекрещиваются две линии, разделяющие круг на четыре части. Все это неоспоримо свидетельствует о культовом назначении плиты. Что касается чашечковидного углубления в центре солнечного знака, то очень заманчиво, по нашему мнению, допустить, что оно предназначалось для возлияний или сжигания благовоний в честь самого солнечного божества.
На бронзовом топоре из Керчи ниже солнечного знака изображено рогатое животное, очень похожее на быка с длинной шеей. Некоторые исследователи считают, что этот топор тоже, возможно, был культовым и служил для умерщвления жертвенных животных при совершении определенных культовых обрядов. Обычай же умерщвления жертвенных животных на территории Крыма в эпоху меди-бронзы существовал бесспорно: об этом свидетельствуют многочисленные археологические данные.
Но почему же наши далекие предки, поклоняясь небесному светилу, изображали его в виде кругов и перекрещивающихся линий?
В настоящее время вопрос этот решен. В круге, символизировавшем солнечный диск, древние помещали другой знак – крест, служивший символом огня. Вспомним, что с древнейших времен одним из распространенных способов добывания огня было трение двух перекрещивающихся палок. А о том, какую роль играл огонь в жизни человека, говорить не приходится. Тем более – огонь небесный.
3500 лет тому назад египетский фараон Аменхотеп IV (Эхнатон), мыслитель и религиозный реформатор, сказал, обращаясь к своему народу: «Я объясняю вам, что не существует бога, который хотел бы, чтобы его прославляли кровью и жертвами… Существует только один бог, который стоит над всеми и который властвует над нашей судьбой. Наш бог – Солнце, само Солнце, которое все создало!..»
Источник: В. Драчук. «Шаг в неведомое»