Досуг в КрымуИнтеллектуальный отдыхКинотеатры

Симферопольский дом кино: что скрыто за фасадом?

Данная тема требует некоторого предисловия. Что мы встречаем обычно на почтовых открытках и обложках буклетов, в путеводителях и туристских картах, где говорится о нашем городе?

«Ворота Крыма» - железнодорожный вокзал и кинотеатр «Симферополь». Два здания - два символа. Они всегда с нами, пусть мы и уезжаем куда-то далеко.

Но, если вокзал в последние годы радует и жителей, и гостей крымской столицы, то со вторым, милым нашим сердцам, зданием все обстоит гораздо сложнее. Хотя внешнему виду бывшего кинотеатра «Симферополь» сегодня не откажешь в привлекательности. Бывшего, потому, что в 1996 г. кинотеатр утратил прежнее название, которое носил на протяжении нескольких десятилетий, и получил статус Симферопольского Дома кино. А это уже совсем не то, что «крутить» весь день один и тот же фильм, разбив сутки на дневные и вечерние сеансы. Это уже - средоточие культуры в городе.

Дом кино ныне выглядит, пожалуй, еще элегантнее, чем это представлялось его создателям во время строительства, растянувшегося с 1936 по 1956 гг. В этот процесс вклинивалась фашистская оккупация, во время которой в долгострой угодила авиабомба. Но все это в далеком или близком прошлом, включая недавний ремонт, который еще не завершен. Что же происходит сегодня за нарядным, парадным фасадом?

17 июля это видели члены комиссии Симферопольского городского совета, которую встречала директор Дома кино, депутат горсовета и председатель его постоянной комиссии по вопросам образования, науки, культуры и делам молодежи и спорта Елена Котолупова.

Представителям управления капитального строительства горисполкома, курирующего ремонт здания и благоустройство территории, она высказала претензии не только по качеству предыдущих работ (штукатурка главного фасада уже начала отслаиваться, с металлической кровли при сильно ветре стали облетать, как осенние листья, оцинкованные листы и т. д.), но и работ последних недель июля. Однако это не было главным, над чем задумалась комиссия, осмотревшая здание Дома кино от подвала до его верхних помещений.

Более всего, архитектурный интерьер бывшего кинотеатра напоминал экзотические руины феодального замка, в залах которого посетители сидят зимой в шапках, пальто, куртках и теплой обуви. Согревает их, видимо, неиссякаемый энтузиазм Елены Георгиевны, специалиста с высшим кинематографическим образованием.

Объемен перечень всевозможных массовых мероприятий, в том числе учебных для школьников города, которые постоянно проводятся в этом здании. Но в каких условиях!.. Совсем недавно в одном из залов, после проведения встречи с детьми рухнул потолок, причинив вред, к счастью, только висевшему в зале экрану. Системы отопления нет, как нет и вентиляционной вытяжки, электрические сети требуют замены. Наконец, и сам внутренний ремонт, создание комфорта и уюта, установка современных удобных кресел в зрительных залах… Но это все деньги, деньги, деньги.

Навскидку комиссия оценила стоимость второй очереди необходимых работ в сумму 7 с хвостиком миллионов. Городской совет с 1999 г. выделил на ремонт около 1,1 млн. грн., из республиканского бюджета поступило 290 тыс. грн. На будущий год УКС горисполкома просит 424 тыс. грн. для завершения первого этапа работы. На большее рассчитывать не приходится.

Взвесив все это, председатель постоянной комиссии горсовета по бюджетно-финансовым вопросам и социально-экономическому развитию, депутат горсовета Борис Фротман внес предложение: создать акционерное общество «Симферопольский Дом кино». До 60% его акций должны принадлежать государству, остальные - частным предпринимателям. Идея заманчивая и вполне в духе времени. Дом кино превратил бы свое здание «в конфетку», не напрягая дополнительно бюджетные возможности города и республики. А там, глядишь, симферопольцы с гостями с гостями стали бы приносить доход своим посещением. То есть, проведение взрослых и детских благотворительных акций можно будет совмещать с дорогими программами для тех, кому это по карману. Такова первая точка зрения.

А вот и вторая. Елена Котолупова, как директор, категорически против слияния здесь государственного и частного капитала. Все культурные мероприятия в Доме кино сейчас проводятся бесплатно. То есть, без какого-либо кассового сбора. Определенный доход приносит представление свободных неаварийных площадей под всевозможные выставки-продажи, которые симферопольцы постоянно посещают.

Каково же будущее этого здания - символа города Симферополь? Думается, действия (а равно, и бездействие) тех, кто связан с этим процессом, в ближайшее время проявят ныне туманную перспективу.

…Но, отвлечемся от частного случая и попытаемся посмотреть глубже и шире, а для выявления тенденций бросим ретроспективный взгляд. К примеру, осуществленное разгосударствление торговли можно считать процессом скорее положительным, нежели отрицательным: спецмагазинов нет, ассортимент товаров широчайший, правда, контроль за качеством продаваемого - удручающе низкий.

Если вас не покоробит аналогия, рассмотрим разгосударствление культуры… Ежели государство не заинтересовало или не в состоянии содержать культуру, ибо не видит в ней духовного стержня, могущего сплотить и поднять народ на «трудовые подвиги» во благо страны, то зачем такой (!) державе пятое колесо в телеге, которая скрипя, едет неведомо куда!?

А коль чемодан без ручки и нести его тяжело, то выходит, что следует его отдать тем людям, которые найдут ему применение, или даже поставят ручку. Может быть, в этом - высший принцип новейшей духовности, ассимилирующейся к протекающему отрезку истории?..

Таковы нынешние реалии и тенденции. Однако в них случаются исключения по духовно-нравственным причинам, но стоят подобные эксклюзивы очень дорого.

 

Источник: Южная столица