Республика КрымЭкономикаРекреационная отрасль

Сезон-2003: после туристов Крым привлекает инвесторов

«До сих пор мы мало уделяли внимания инвестиционным возможностям Крыма», - говорит исполнительный директор Европейского банка реконструкции и развития Джон Керби. Однако шестидневный визит представительской делегации ЕБРР в Крымскую автономию в начале июля, похоже, был призван изменить ситуацию.

Во время визита делегации ЕБРР правительство Автономной Республики Крым во главе с премьером Сергеем Куницыным презентовало более 20 проектов, которые должны заинтересовать зарубежных инвесторов. Прежде всего инвестиционные проекты касаются туризма, транспорта, энергетики и промышленности. Развитие промышленных мощностей, конечно, важно, однако для автономии оно - на втором плане. Зато огромный рекреационный потенциал южного региона Украины не вызывает сомнений, однако для его реализации необходим приход на украинский рынок мощных инвесторов, что сегодня, с одной стороны, даст новый импульс экономическому развитию, а с другой - разблокирует имидж страны с «неблагоприятным инвестиционным климатом» и высокой степенью рисков.

По словам министра экономики АРК Владимира Кулиша, объем инвестиционного рынка автономии составляет не менее 10 миллиардов долларов, из которых по меньшей мере 5 миллиардов приходится именно на рекреационный комплекс. Только развитие туристической инфраструктуры конгломерата Большой Ялты нуждается в инвестициях на сумму около 2,5 миллиарда. В реальности же город едва имеет десятую часть в утвержденных проектах.

Причины подобной ситуации, собственно, определены давно. Разве что остается искать способы их устранения или, скорее всего, адекватную систему взаимодействия с инвестиционными субъектами и модель их привлечения в региональную экономику Юга.

Простой закон соотношения предложения и спроса в полной мере актуален и для процесса инвестирования. Вполне очевидно, что Украине прилив зарубежных инвестиций явно более необходим, нежели Украина для иностранных инвесторов как объект инвестирования, хотя не стоит отбрасывать и очевидных ее конкурентных преимуществ. Страны бывшего соцлагеря уже давно «пошли в отрыв» по показателям инвестиций и экономического развития, а для Украины инвестиционное «время Ч» еще не наступило. Впрочем, сегодня идет процесс формирования «предложения», на которое, ожидается, должны отреагировать инвесторы. Откровенным лидером в обеспечении необходимых условий прилива «свободных средств» является Южный берег Крыма. Так, за 3 года со времени введения в действие Закона о специальном режиме инвестиционной деятельности в Крыму в самой только Ялте утверждено проектов на общую сумму более 270 млн. долларов. В этом же году, как и планировалось раньше, город объявил конкурс инвестпроектов, который должен пройти в первой декаде сентября. Давать заявки на конкурс инвесторы могут с 11 июля по 5 сентября этого года. Предложения на конкурс со стороны горисполкома содержат в себе информацию об участке, выделяемом под проект, рекомендации использования его в том или ином направлении с точки зрения города и, в конце концов, ориентировочный бизнес-план. Среди прочего для каждого объекта предусматривается одним из условий минимальная сметная стоимость инвестиции, ниже которой планку финансирования опустить невозможно. Процедурой конкурса предполагается подписание горисполкомом соответствующих соглашений с победителями с дальнейшим их жестким соблюдением.

Как отмечает мэр Ялты Сергей Брайко, сегодня существует ряд весьма перспективных проектов на общую сумму более 100 млн. долларов, к которым ряд инвесторов еще весной проявил активный интерес. Речь идет как минимум о 7 выгодных предложениях, незаменимых с точки зрения развития инфраструктуры отдыха:

- строительство гостиничного комплекса на выгодном участке рядом с морским побережьем и обустроенным пляжем, что потребует около 10 млн. долларов;

- торгово-выставочный центр с супермаркетом, выставочными павильонами и экспоцентром общей площадью около 20 тыс. кв. м, который планируется построить в районе автовокзала Ялты, и очевидно, он рассчитан на обеспечение города возможностью принимать масштабные выставки и салоны. По предварительным оценкам, реализация потребует около 5 млн. долларов;

- реконструкция Пионерского парка в Ялте под парк детских аттракционов с благоустройством парка площадью около 17 тыс. кв. м обойдется в 600 тыс. долларов. Проект выглядит весьма выгодно на фоне отсутствия благоустроенных детских парков отдыха с аттракционами. Другая запланированная реконструкция касается улицы Пушкинской в Ялте. В результате реконструкции улицы планируется разместить на ней объекты торговли и общественного питания.

Еще два мощных «развлекательных» проекта предусматривают, во-первых, построение закрытого Аквацентра площадью 1 гектар - предварительно планируется привлечь около 3 млн. долларов; во-вторых, сооружение в центре Ялты, недалеко от Набережной, культурно-развлекательного и торгового центра с подземной и надземной частями, где будут размещены офисные помещения, магазины, кинотеатры. Центр стоимостью около 28 млн. евро на общей площади свыше полутора гектаров должен стать уникальным комплексом, аналогов которому, во всяком случае, в Крыму, точно нет.

Ожидается, что с момента объявления победителей конкурса и до начала реализации проектов пройдет не более 2 месяцев, учитывая гарантии городских властей Ялты обеспечить максимально благоприятные условия для реальных инвесторов. То есть все проекты рассчитаны на реализацию в течение 1 - 2,5 года. Как известно, в Большой Ялте действует закон о территории приоритетного развития. Именно в рамках ТПР инвесторам будут предоставляться таможенные льготы, льготы на ввозной НДС, налог на прибыль и льготы по плате за земельный участок на время его освоения и реализации проекта. Подобный ход, с точки зрения привлечения инвесторов, выглядит весьма привлекательно, ведь если инвестор освобождается от платы за землю на, скажем, 2 года срока реализации проекта и к тому же, по сути, получает льготы на импорт оборудования, то это дает ему существенные преимущества и возможность экономии средств. Такая модель взаимодействия с инвесторами дополняется максимально возможным упрощением процесса согласования документации по проекту и преодоления так называемого бюрократического барьера, который при анализе возможности прихода на украинский рынок иностранными инвесторами в большинстве случаев признается ключевым. Кроме того, по словам представителей ЕБРР, еще одним фактором, который длительное время препятствовал банку прийти в АРК, было отсутствие государственных гарантий инвесторам. Однако даже сам факт изучения банком возможности инвестирования в автономию может (с определенными предостережениями) свидетельствовать о заметных позитивных сдвигах в инвестиционном климате в стране, даже если признать эти изменения точечными в географическом смысле.

По всей вероятности, активность банка на крымском векторе должна стать своеобразным сигналом и для украинских, и для иностранных инвесторов.

 

Андрей Заика