В Крыму встречаются семь видов ив: белая (серебристая, ветла, белолоз), козья (бредина, ракита), пурпурная (желтолоз, желтолозник), трехтычинковая (миндалелистная, миндальная, лоза, лозина, белотал, белолоз, тальник, заплатник), пепельная (серая), ломкая, вавилонская (плакучая). Если б нашим крымским ивам пришло в голову поездить по родственникам, а их на земном шаре более 600, они бы белый свет повидали, побывали бы в Сибири, в Средней Азии, в странах Средиземноморья, в Японии, Индии, в Северной Африке, Америке, за Полярным кругом.
Из семи видов ив одна – вавилонская – не коренная крымчанка. Предполагаемая ее родина – Иран. Некогда ее привезли в Крым, и сейчас она широко распространилась по всему полуострову.
Довольно красивы в посадках и крымские аборигены: ива пурпурная, ломкая, белая, а в период цветения – ива козья. В настоящее время в роду ив очень много декоративных и хозяйственно ценных гибридных форм. Автором многих из них является замечательный русский ученый, академик В. Н. Сукачев. Размножаются ивы в основном черенками, кольями (исключая иву козью), корневой порослью, отводками и хуже всего – волокнистыми семенами-парашютиками. Легкость вегетативного размножения у ив издавна подмечена в народе. О них говорили: «Ветла, что луговая трава: ее выкосили, а она снова выросла», «Приживчивое дерево ива: из тычка растет».
Цветение ив – троякий праздник: во-первых, природа конец зимы празднует, во-вторых, пчела первому взятку радуется, и, в-третьих, человек воочию с весной встречается. Помните: «Увидал на вербе пушок, и весна под шесток».
Излюбленные места обитания и древесных, и кустарниковых ив – берега водоемов, рек, озер. Влаголюбивы деревья настолько, что им даже затопление не во вред.
Живут ивы недолго, лет 20 – 70, однако и за этот недолгий срок столько успевают «наработать» на человечью потребу, что иным деревьям и за 200 лет не управиться. Чем только они нас не одаривают! Дубителями, красками, лаком, топливом, фанерой, бумагой, шелком, углем, игрушками, плетеной мебелью и еще очень многими необходимыми в быту вещами и материалами.
В Крыму ивовый промысел зародился давным-давно. Изготовлением дуг, коромысел, ободьев, корзин кормились целые волости. Неплохо можно было заработать и на ветловых розгах. В учебные заведения и воинские части их поставляли целыми обозами. Провинившихся секли и приговаривали: «Верба бела, бьет за дело», «Не я бью, верба наказывает».
Благодаря своим высоким качествам дубильные вещества и краски из ив шли на выработку нежнейших сортов кож для галантерейных изделий, перчаток и книжных переплетов. Первейшие поставщики ивового корья для этих целей – ивы серая, козья, ломкая и белая. Дубильные экстракты из них – стандарт при оценке экстрактов на мировом рынке.
Все ивы (исключая пурпурную, с горькими на вкус листьями) годятся на корм для диких и домашних животных. О полезности такого корма писал в свое время Вергилий. Ивовые почки и сережки употребляют в пищу и некоторые виды птиц, а густые заросли ивняков – одно из любимых мест обитания.
Исцеляющие свойства ив известны человеку с давних времен. Диоскорид, например, писал о «сгущающей силе» их коры, листьев, семян и сока. В средние века настоями и отварами из различных частей этого дерева лечили желудок, раны, молочные железы и т. д. Считалось также, что ивы могут «склеивать» раны, сводить бородавки, мозоли, способствуют ращению волос. В настоящее время лечебные препараты из ив используются не только народной, но и научной медициной. Недавно сотрудники Крымского медуниверситета предложили отваром ивовой коры обеззараживать руки хирургов перед операцией. Обсыхающий на руках отвар заменяет не только стерильные перчатки, но и оказывает стерилизующее действие на инфицированные раны. Используются народной медициной листья и цветки ивы. В листьях одной из самых распространенных в Крыму ив – трехтычинковой – до 7% ценнейшего рутина (витамина Р), ради которого СССР в прошлом покупал за рубежом бутоны софоры японской. Сейчас получение рутина из листьев и соцветий ив предполагается поставить на промышленную основу.
Заметная роль принадлежала ивам в символике бытовых и религиозных обрядов. В Греции эти деревья посвящали могучим смертоносным богиням Гекате, Гере и др. В произведениях Вергилия нимфы и пастухи, скорбящие по умершим возлюбленным, сидят под ивами, так как ивы, особенно плакучие, – символ печали и горя. Египтяне в погребальных кострах сжигали дуб, орешник и иву, которые знаменовали, соответственно, власть умершего человека, его мудрость и очарование. У христиан Вербное воскресенье – один из важнейших праздников, во время которого нарезанные в лесу веточки освящали в церквях, после чего сережки ивы съедали вместе с кашей. Веточками ивы украшали избы. Ивами было принято обсаживать дома: через плотно сомкнутые кроны не проберутся ни «красный петух» от горящего рядом соседа, ни ураганный ветер.
Источник: Л. Згуровская. «Рассказы о деревьях Крыма»