С ослаблением скифского могущества в III в. до н. э. главенствующее положение в Тавриде переходит к сарматам, ираноязычным племенам. С ними связан целый период древней истории нашей родины. Ранние античные авторы называли их савроматами (от иранского слова «саоромант», что значит «опоясанный мечом»).
Геродот отмечает родство сарматов со скифами, ссылаясь на близость их языка. Язык сарматов, как и язык скифов, принадлежит к северо-восточной группе иранских языков. Отзвуки его, по мнению лингвистов, можно найти в современном осетинском языке.
От античных авторов мы узнаем и о названии отдельных племен. Основные из них - арсы, сираки, роксоланы, языги, аланы.
Древнейший период сарматов VI - IV в. до н. э. характеризуется развитием коневодства. В это время происходит образование союзов родственных племен во главе с вождями. Появляется и совершенствуется новый тип железного оружия и снаряжения. К концу этого периода союзы племен вышли на историческую арену как сильные в военном отношении объединения, стремившиеся к расширению пастбищной территории, к ближайшему соседству с причерноморскими государствами.
Часть кочующих в степях Приазовья сарматов проникла и на Таврический полуостров, где оказывала активное влияние на жизнь народов Крыма. Особенно оно усилилось в первые века нашей эры. Отношения сарматов со скифами носили попеременно то враждебный, то мирный характер.
Во II в. н. э., по-видимому, на основе объединения арсов и сираков, аланы образуют мощный союз племен. Этот союз занимал господствующее положение среди других сарматских племен.
В степях Северного Причерноморья сарматы занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни, совершая в течение года замкнутый цикл перекочевок по определенным маршрутам. «Они следуют за своими стадами, – свидетельствует Страбон, – выбирая всегда местности с хорошими пастбищами. Сарматы разводили крупный рогатый скот, овец и мелкую породу лошадей».
Дополнительным промыслом была охота на диких зверей, в которой вместе с мужчинами принимали участие и женщины, тренируясь в стрельбе из лука и верховой езде.
Жилищем для кочевников служили кибитки, сделанные ихз войлока и поставленные на повозки.
Сарматы вели оживленную торговлю, особенно с греками. Они продавали рабов, шкуры и другие товары кочевников, а греки взамен привозили одежду, вино, украшения и другие изделия.
Постоянные войны усилили у сарматов власть вождя – «царя», вокруг которого группировалась военная дружина. Родовой строй у сарматов держался стойко, и они в своем политическом развитии не перешли к созданию единого государства.
Отличительной особенностью сарматского общественного строя, особенно на раннем этапе его развития, было наличие пережитков матриархата. Ряд античных авторов называют сарматов женоуправляемыми. В исторических источниках упоминаются сарматские царицы Магма, Тамирис и другие. Сарматские женщины отличались смелым воинственным характером. Они ходили на войну вместе со своими мужьями.
У сарматов существовали религиозные представления. Главным предметом культа, как и у скифов, был меч, олицетворяющий бога войны. По словам историка, сарматы «втыкают в землю меч и с благоговением поклоняются ему, как Марсу».
Они почитали великую богиню плодородия, которая была и покровительницей коней. У сарматов также существовал культ солнца и огня, хранительницами которого были специальные жрицы.
С приходом сарматов во многом изменился состав населения Крыма, включившего в себя новые этнические элементы. Об этом свидетельствует увеличение количества «варварских» слов в надписях черноморских городов. Проникновение сарматов в эти города и вхождение их в число правящих династий на Боспоре привело к дальнейшей сарматизации античной культуры. Сарматы оказали большое влияние на экономику и общественную жизнь, способствовали изменению общего облика костюма, распространению нового типа вооружения и применению новых приемов ведения войны.
Источник: В. П. Дюличев «Рассказы по истории Крыма»