Республика КрымИсторияЭтнография Крыма

Рождение ребенка у караимов

Рождение ребенка было важным и радостным событием всей общины. Женщине в положении запрещалось посещение храма, и о предстоящем событии становилось известно заблаговременно. Будущую мать всячески оберегали и опекали родственники и соседи, часто посещали ее, подбадривали, готовили все необходимое, помогали по хозяйству.

Рожали дома, на женской половине. На время родов приглашали обычно акушерку-практика из членов общины либо опытную многодетную женщину. Помощниц обычно хватало, т. к. семьи были большими, и 8 – 10 детей не являлось редкостью. Еще в конце XIX – начале ХХ вв. не могло быть и речи о приеме родов или медицинском осмотре женщины врачом-мужчиной. После родов женщины помогали молодой матери и учили ее обращению с ребенком.

С особой радостью воспринимали рождение первенца – продолжателя рода. Отец и деды со стороны родителей становились в глазах общины буквально героями дня и чувствовали себя таковыми.

В прошлом мать сохраняла высушенную пуповину и прядь волос ребенка, зашивала их в небольшой кожаный или матерчатый мешочек и постоянно носила при себе, считая, что это предохранит ребенка от неприятностей. Волосы нередко носили в медальоне.

В дом новорожденного нельзя было приходить с пустыми руками. При этом стоимость подарка не имела значения.

По древнему народному обычаю, ребенку дарили сырое яйцо. Значение этого подарка объясняли по-разному. Яйцо рассматривали как символ возрождения жизни в бесконечной цепи «живое – неживое – живое…». Имело оно и утилитарное значение. Яичным желтком мыли голову новорожденному. Преподнося подарок, обычно желали ребенку быть таким же чистеньким, кругленьким, беленьким и здоровым, как яйцо. Яйцо являлось непременным атрибутом и некоторых других важных событий.

Молодую мать и ее ребенка особенно оберегали в течение первых сорока дней после родов. Избегали хождения в гости, дальних поездок, излишнего общения с посторонними. Сорокадневная изоляция матери предусматривалась и предписаниями религии. Вероятно, в этом сроке сказывалась и древняя тюркская традиция. Сорок дней считали наиболее уязвимым периодом для ребенка у узбеков, казахов, киргизов. В течение сорока дней не выходила из дому роженица у крымских и томских татар.

 

Источник: Ю. А. Полканов. «Обряды и обычаи крымских караимов-тюрков»