Тесное взаимодействие культур двух миров (сарматского и греческого) во многом проявилось в религиозных представлениях как местных племен, так и населения античных городов. Ряд основных божеств у тех и у других были связаны с античными культурами. Об этом, в частности, рассказывает Геродот, который сравнивает самого почитаемого скифского бога Папая с Зевсом, богиню Табити – с Гестией, бога войны называют Аресом.
Религия античных городов Таврики, особенно в начале их существования, была единой с религией метрополии. Здесь поклонялись Зевсу, Афине, Аполлону, Артемиде, Гераклу и другим. Особенно почитались божества, связанные с земледелием и плодородием: Деметра, Дионис. В различных частях Таврики прослеживаются местные особенности в значении отдельных культов. Так, в ряде районов Северо-Западной Таврики первостепенное значение имел культ Ахилла.
Для отправления культовых церемоний существовали специальные священные участки, строились храмы, многочисленные алтари, посвященные отдельным божествам. Постепенно в религиозные представления жителей античных городов Таврики проникают элементы культов божеств местного, негреческого происхождения. В Херсонесе, например, распространился культ таврской богини Девы.
Влияние культуры местных племен стало особенно усиливаться на рубеже нашей эры. Кроме того, в это время в искусстве античных городов-государств появляются и элементы романизации. Таким образом, греческое в своей основе искусство в ходе самостоятельного развития под влиянием различных контактов, особенно в первый век нашей эры, приобретает многие оригинальные черты, что дает возможность говорить о формировании локального, таврического варианта античной культуры.
В идеологических представлениях наряду с сохранением культов предыдущих времен, как греческих в своей основе (Аполлона, Зевса, Ахилла, Гермеса и др.), так и местных (например, богини Девы в Херсонесе), усиливаются сарматские, отчасти скифские, фракийские, иранские, египетские элементы. Развиваются культы синкретических божеств. В частности, в Пантикапее возрастает роль почитания главного бога, в основе которого лежал культ Зевса, а также элементы фракийского культа Сабазия и, возможно, сарматского конного бога. Появление на Боспоре в первые века нашей эры культа единого бога характерно для позднеантичного общества в период его разложения и свидетельствует о постепенном переходе к монотеизму.
В начале IV в. на Боспоре уже существует христианская община, представитель которой боспорский епископ Кадм в 325 г. принимал участие в первом Никейском соборе. Распространяется здесь также культ римских императоров.
В. П. Дюличев. «Рассказы по истории Крыма»