Вскоре после включения Крыма в состав Российской империи Екатерина II пригласила жителей западной Европы переселяться в свои причерноморские владения. Переселенцам оказывалась помощь организационного плана, предоставлялись земля, налоговые и другие льготы.
Отличительной чертой немецких поселений была их замкнутость и обособленность от других национальных групп, проживавших на полуострове. Одной из причин этого было то, что немцы, считая себя представителями более высокой, западноевропейской культуры, пренебрежительно относились к местным жителям и избегали с ними контактов. Немцы поддерживали постоянную связь только со своей бывшей родиной.
Действительно, они отличались более высоким культурным уровнем по сравнению с другими национальными группами. Это проявлялось не только в материальном производстве, но и в духовной сфере.
Уровень грамотности среди немцев был выше. В каждом их поселении был дом, выделенный под школу. Учились не только мальчики, но и девочки, которые в 1889 г. составляли 42,2% всех учащихся.
Много лет образование в немецких школах строилось без всяких связей с системой просвещения в Российской империи. Так было до 1871 г., когда организация образования в немецких колониях была взята под контроль министерства народного образования. Немецкие школы в Крыму в 1881 г. были подчинены местным губернским и уездным учреждениям, ведавшим просвещением.
Преобразования, произведенные в конце XIX – начале ХХ вв. в школах немецких поселений, мало изменили их религиозный характер. В них по-прежнему много внимания уделялось изучению церковной истории, Библии, катехизиса. В школьной книжке для чтения естественные, географические и исторические знания излагались с теологической точки зрения. Сама жизнь человека рассматривалась как постоянное стремление к Богу.
В немецких поселениях преобладали начальные школы, в которых дети получали элементарное образование. Это диктовалось меннонитской догмой «все меннониты – проповедники-миряне». В соответствии с этим каждый меннонит был обязан уметь читать и толковать библейские тексты. С другой стороны, церковные лидеры немецкого населения опасались, что расширение образования приведет к нежелательному свободомыслию, поколеблет религиозное мировоззрение их паствы.
У немецких колонистов были и специальные училища, готовившие служителей культа. В церковном немецком училище, находившемся в Симферополе, в начале ХХ в. постоянно обучалось 25 учеников. Содержалось оно за счет немецкой общины и на средства прихода. Кроме того, городские власти предоставляли ему ежегодную субсидию в размере 100 рублей.
В значительной степени изолированность немцев от остального населения Крыма объяснялась особенностями их религиозных верований. В первую очередь это было характерно для меннонитов, которые считали всех других «некрещенными» и не поддерживали с ними никаких отношений, в том числе и брачных.
Католиков среди крымских немцев было немного, и они не оказывали заметного влияния на религиозное мировоззрение колонистов. Больше всего было лютеран (в 1845 г. численность их составляла 3163 человека), живших в основном в Симферополе. Крымские лютеранские общины (конгрегации) управлялись советами, во главе которых стояли пасторы, приглашаемые общиной.
Среди немецкого населения Крыма преобладали меннониты. Эта секта возникла в Нидерландах. У истоков ее стоял Менно Симон. Меннониты отрицали необходимость государства. Обряд крещения они совершали только над взрослыми, истинно, с их точки зрения, верующими.
Меннонитское вероучение руководствовалось тем, что каждый человек проходит через три мира: доземный, вещественный, небесный. По представлению меннонитов, доземный мир населен душами, дожидающимися воплощения в человеческом облике. Вещественный мир – это земля, на которой проходит жизнь человека. В небесный (загробный) мир души людей переселяются после их смерти.
Культовые обряды меннонитов носили упрощенный характер. Храмы у них заменяли молитвенные дома с обширными помещениями без всякого убранства. Во время церковных церемоний меннониты, сидя на скамьях, внимали слову проповедника. Духовные старшины и проповедники исполняли свои обязанности безвозмездно.
От секты меннонитов в Крыму в 1882 г. отделились лица, которые называли себя последователями истинной христианской веры – апостольские христиане. Основоположником этого толка был Герман Петерс. Последователи этой секты, по утверждению ее основателя, подчинялись только «святой воле Спасителя». Однако это было не совсем так: Герман Петерс предписал им также повиноваться начальству, якобы установленному самим Богом, и всем его распоряжениям. Тем не менее, крымские апостольские христиане в 1894 г. отказались присягнуть новому царю – Николаю II, нарушив тем самым заповедь Германа Петерса. В связи с этим местными властями было проведено следствие.
Апостольским христианам запрещалось занимать любые административные должности, предписывалось вести безукоризненный в нравственном отношении образ жизни. Последователи Германа Петерса безропотно, как наказание от Бога, воспринимали и прощали все нанесенные им обиды. Доходило до того, что они даже не защищали свою жизнь от разбойников, а свое имущество от грабителей.
Апостольских христиан среди крымских немцев было сравнительно немного. В 1894 г. в Перекопском уезде в селении Темир-Булат их насчитывалось всего 17 семей. 12 последователей Германа Петерса жили в Евпаторийском уезде. Они гордились тем, что им удалось приобщить к своему учению крестьянку-украинку.
В августе 1911 г. состоялся съезд меннонитов Таврической губернии, в работе которого участвовало 147 делегатов от 41 крымской общины. На съезде были рассмотрены вопросы о меннонитских общинах, о немецких училищах, о препятствиях к вступлению в брак, о направлении меннонитов за границу для получения церковного образования, о содействии британскому обществу меннонитов и пр.
Источник: С. Г. Кащенко. Таврический атлас «Народы Крыма»