После распада СССР в 1991 г. программа государственной помощи для возвращения и обустройства крымских татар и представителей других депортированных этнических групп не прекратилась, однако всей своей тяжестью легла на государственные органы Украины и Крыма, поскольку все остальные участники этой программы, включая Узбекистан, где проживала основная масса крымских татар, и Российскую Федерацию, с территории которой была осуществлена депортация, фактически вышли из нее.
С 1992 г. государством на нужды репатриантов было выделено 280 млн. долл. США, три четверти из которых поступили в 1992 – 94 гг. В 1992 – 97 гг. за счет государственных капитальных вложений было построено более 5 тыс. и выкуплено 380 квартир и домов, что позволило обеспечить жильем примерно 20 тыс. человек, а также многие объекты инфраструктуры, дороги в местах компактного проживания репатриантов и т. д. Тем не менее, из года в год финансирование программы возвращения и обустройства сокращалось, составив в 1997 г. лишь 6,9 млн. долл., что было вызвано хроническим экономическим кризисом в Украине.
Материальное положение репатриантов, возвратившихся в Крым, большинство авторов, занимающихся этой проблемой, определяло как исключительно сложное. «К концу 1996 г., – сообщает официальное издание Госкомнаца, – более 100 тыс. из 245 тыс. вернувшихся на полуостров крымских татар и сотни семей депортированных армян, болгар, греков и немцев не имели собственного жилья. Более 47 тыс. из них проживают на частных квартирах, около 11 тыс. – в общежитиях, остальные ютятся во времянках или недостроенных домах. Из 200 поселков и микрорайонов компактного проживания репатриантов около 100 не обеспечены электроэнергией и водой. Большинство поселков не имеют дорог, телефонной связи и автобусного сообщения, во многих отсутствуют магазины, фельдшерско-акушерские пункты, детские дошкольные учреждения».
Чрезвычайно острой являлась проблема занятости крымских татар (как и других репатриантов). Из 130 тыс. трудоспособных крымских татар только 75 тыс. (57,7%) имели работу. В ряде регионов уровень безработицы среди них значительно превышает среднереспубликанский. Так, в Феодосии он составлял 66,7%, в Джанкое – 61,6% и т. д. За последние годы число репатриантов, занятых в государственном секторе экономики, сократилось на 15 – 20% прежде всего из-за остановки предприятий и невыплаты зарплаты…
Большую социальную напряженность до конца 1997 г. вызывало отсутствие у большинства крымских татар, вернувшихся после 1991 г., украинского гражданства. В январе 1996 г. гражданами Украины являлись лишь 73981 человек. Для остальных предусматривалась довольно сложная процедура приобретения гражданства.
Еще одним важным фактором современного бытия крымских татар является их значительное социальное расслоение. Как пишет С. Червонная: «Когда сегодня проезжаешь по Крыму мимо «татарских новостроек», где рядом с лачугами и землянками… возвышаются двух–трехэтажные кирпичные дворцы с просторными лоджиями… трудно представить себе единый крымскотатарский народ». Согласно этому же автору, «сегодня менее одного процента крымскотатарского населения, вернувшегося в Крым, держит в своих руках более 90% реальных доходов и капиталов, которыми это население располагает. По аналогии с «новыми русскими», в крымскотатарской среде также образовался узкий слой «новых крымских татар». Это финансисты, предприниматели, директора фирм…, хозяева «совместных предприятий» и т. д.».
Источник: А. Мальгин. «Крымский узел» (очерки политической истории Крымского полуострова 1989 – 1999)