Одним из документов, важных для изучения государственного устройства и общественной жизни Херсонеса, является Присяга, относящаяся к концу IV – началу III вв. до н. э. Ее текст (57 строк) был вырезан на мраморной плите высотой 1,39 м. Разбитая пополам, она найдена при раскопках в центре города (хранится в Херсонесском историко-археологическом музее). Надпись гласит:
Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, Девою,
богами и богинями олимпийскими,
героями, владеющими городом, территорией
и укрепленными пунктами херсонесцев.
Я буду единомышлен о спасении
и свободе государства и граждан
и не предам Херсонеса,
Керкинитиды, Прекрасной Гавани
и прочих укрепленных пунктов из остальной
территории, которою херсонесцы управляют
или управляли, ничего никому,
ни эллину, ни варвару, но буду оберегать
все это для херсонесского народа.
Я не буду ниспровергать демократического строя
и не дозволю этого предающему
и ниспровергающему и не утаю этого,
но доведу до сведения государственных должностных лиц.
Я буду врагом замышляющему
и предающему или отторгающему
Херсонес или Керкинитиду или
Прекрасную Гавань или укрепленные пункты
и территорию херсонесцев.
Я буду служить народу и советовать ему
наилучшее или наиболее справедливое для государства и граждан.
Я буду охранять для народа састер
и не буду разглашать ничего из сокровенного
ни эллину, ни варвару, что должно
принести вред государству.
Я не буду давать или принимать дара
во вред государству и гражданам.
Я не буду замышлять никакого несправедливого дела
против кого-либо из граждан, не отпавших
не дозволю этого и не утаю,
но доведу до сведения
и на суде подам голос по законам.
Я не буду составлять заговора
ни против кого-либо из граждан,
кто не объявлен врагом народа.
Если я вступил с кем-либо в заговор
или связан какой-либо клятвою
или заклятием, то мне, нарушившему это,
и тому, что мне принадлежит,
да будет лучшее, а соблюдающему – противоположное.
Если я узнаю о каком-либо заговоре,
существующем или зарождающемся, я доведу
об этом до сведения должностных лиц.
Хлеб, свозимый с равнины, я не буду
ни продавать, ни вывозить с равнины в какое-либо
иное место, но только в Херсонес.
Зевс, Гея, Гелиос, Дева, божества олимпийские!
Пребывающему во всем этом да будет благо мне самому
и потомству и тому, что мне принадлежит,
не пребывающему же да будет злое и мне самому
и потомству и тому, что мне принадлежит,
и пусть ни земля ни море не приносят мне плода,
пусть женщины не разрешаются от бремени благополучно.
Из слов: «...буду служить народу и советовать ему наилучшее или наиболее справедливое для государства и граждан» видно, что каждый гражданин мог быть избранным в Совет и в исполнительные органы государства. О том же говорят слова «…на суде подам голос по законам».
Весьма ценные сведения сообщает Присяга о социальной борьбе. В особых пунктах ее: «Я не буду ниспровергать демократического строя», «...не буду составлять заговора ни против херсонесской общины, ни против кого-либо из граждан, кто не объявлен врагом народа» содержится прямое указание на имевшие место, но неудачные попытки свергнуть демократический строй, предпринятые теми, кого впоследствии объявили врагами народа. Врагами народа были аристократы, знатная верхушка общества; они неоднократно принимали меры для свержения демократии и в более позднее время. В тот период, к которому относится Присяга, аристократы солидаризировались, по-видимому, с варварами-скифами, отпали (в Присяге они так и названы – «отпавшие») от Херсонеса и перешли на сторону скифов, недовольных установлением господства Херсонеса над степной частью Крыма, некогда составлявшей их собственную территорию.
Еще более острыми были противоречия между свободным населением (греками) и рабами-скифами. На рабов был возложен весь тяжелый труд в ремеслах, в сельском хозяйстве и домашнем быту рабовладельцев. Такое положение рабов приводило к восстаниям; одно из них, как стало известно в последнее время, произошло в конце II века до н. э.
Население занималось земледелием в степной части херсонесских владений, а виноградарством и виноделием – на Гераклейском полуострове. Развиты были морские промыслы: рыболовство и тесно связанное с ним добывание соли в озерах на Херсонесском мысу; добывались также устрицы и мидии, раковины которых обильно насыщают культурный слой городища.
Из ремесел достигло широкого развития строительное дело, вызванное большими работами по сооружению крепостных стен, жилых домов и общественных зданий.
При раскопках, произведенных Государственным херсонесским историко-археологическим музеем в 1955 – 1957 гг., вблизи юго-восточного участка крепостных стен археологи обнаружили несколько мастерских и девять печей для обжига. Удалось выяснить их устройство и размеры, найдена и готовая продукция: амфоры, кувшины с росписью, столовая чернолаковая посуда, грузила, терракотовые статуэтки. Раскопки последнего времени в северном районе города открыли остатки печей и тигли для плавки металла, большое количество отходов меди, найдены также матрицы для изготовления украшений и других предметов. Таким образом, можно сделать вывод, что в Херсонесе эллинистического периода производилась обработка металла. В одном из домов обнаружена мастерская по окрашиванию тканей: в его помещениях оказались четыре ванны с красной краской. Все эти материалы характеризуют эллинистический Херсонес как крупный центр художественного ремесла.
Источник: Херсонес-Корсунь. Г. Д. Белов