Торжество по случаю рождения мальчика
На восьмой день после рождения мальчика назначают праздник обрезания – сунэт-той (от арабского «сунэт» – обрезание и караимского «той» – праздник). Если ребенок был нездоров, обряд откладывали до полного выздоровления.
Религиозный обряд обрезания олицетворял принятие веры и заключение завета с Богом. Его осуществляли в строгом соответствии с предписаниями Ветхого Завета, единственной священной книги караимов: «Обрезывайте крайнюю плоть вашу; и сие будет знамением между Мною и вами», и далее: «Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника…».
Торжество проходило в доме родителей. На нем присутствовали родственники, друзья и соседи, газзан (священник), староста общины и специалист по обрезанию (хирург). По предварительной договоренности приглашали крестных (почетных) отца и мать (сайгъылы адам и сайгъылы хатын).
Гости собирались в помещении с накрытым, как на свадьбу, столом. Обряд обрезания производился в соседней комнате. Крестная мать передавала ребенка на подушке крестному отцу, а сама оставалась ждать у двери. Крестный отец с ребенком на подушке садился в кресло. Газзан читал молитву, начиная ее словами: «Сын родился, это радость для нас…», затем хирург производил операцию и необходимую гигиеническую обработку. После этого крестный отец выносил плачущего ребенка. Крестная мать принимала его и передавала родной матери, которая уносила сына в отдельную комнату, кормила его и, как правило, плакала вместе с ним.
По приглашению отца гости садились в это время за стол. Газзан занимал почетное место, читал молитву и нарекал мальчика. После этого все поздравляли отца. Застолье длилось несколько часов. Сначала за стол садились мужчины, потом женщины. Гости ели национальные блюда (баранину в разных видах, праздничную белую халву – ак-алву), пили вино и караимскую виноградную водку. Оставляли ребенку подарки, а также деньги для последующей раздачи бедным. Девушки обычно не участвовали в обряде.
В удаленные небольшие селения не всегда могли прибыть вовремя газзан и хирург, и для своевременного проведения обрезания иногда приглашали крымскотатарского муллу. Такие случаи были известны в конце XIX – начале ХХ вв.
Согласно Ветхому Завету, женщина после рождения мальчика «нечиста будет семь дней… и тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться, и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее». В период этих сорока дней женщине не разрешалось посещать кенаса и кладбище.
Торжество по случаю рождения девочки
Появление на свет девочки отмечали через две недели после рождения, обычно в субботу. Круг гостей и подававшиеся блюда и напитки те же, что и при рождении мальчика. Гостей приглашали к торжеству после посещения отцом ребенка кенаса. Сначала садились за стол мужчины во главе с газзаном. После молитвы газзан нарекал девочку, и начиналось застолье. Женщины садились за трапезу после мужчин. Торжество продолжалось 2 – 3 часа. В нем могли участвовать и девушки.
Согласно Ветхому Завету, мать после рождения девочки «будет нечиста две недели, и шестьдесят шесть дней должна сидеть, очищаясь от кровей своих». Все эти восемьдесят дней матери нельзя было посещать храм и кладбище.
Источник: Ю. А. Полканов. «Обряды и обычаи крымских караимов-тюрков»