ДостопримечательностиРелигияМонастыри и церкви

Православные храмы долины реки Кача

Спокойно и неторопливо несет свои воды река Кача через горные массивы Крымского Предгорья. Вся ее пойма занята фруктовыми садами, по обеим сторонам реки, между белыми мергелистыми склонами эрозионных горостанцев приютились домики сел Верхоречненского сельсовета: Предущельное, Баштановку, Машино, Кудрино, Верхоречье и Синапное. В советское время эти села входили в состав богатого садоводческого совхоза “Долинный”, где выращивали табак, фрукты, овощи. Сейчас совхоз не действует, люди, как и везде, остались за бортом благополучной жизни.

Но не всегда так было. Не скованная плотиной Загорского водохранилища, с берегами не лишенными древесного покрова, Кача слыла бурной и суровой рекой. В ее водах водилась крупная рыба, по склонам долины бродили медведи, волки и кабаны, а по низменному правому берегу пролегал один из главнейших торговых путей средневековой Таврики: мимо Тепе-Кермена через перевал Кебит-богаз к южнобережным поселениям Алустон и Кастель.

А позже, в 15 в., по долине проходила граница между двумя крупными государственными образованиями: христианским княжеством Феодоро и мусульманским Крымским ханством. Многое изменилось с тех пор, но остались до сих пор на качинской земле следы гордого феодористского народа. Это – средневековые православные храмы.

Первый храм находится на северной окраине села Кудрино (б. Шурю), буквально в сотне метров в сторону от современного шоссе Бахчисарай – Синапное. Чтобы осмотреть развалины храма, нужно пройти по тихому сельскому переулку до старой кладбищенской ограды с металлическими воротами.

Осторожно приоткройте створку ворот, – и вы среди древнего христианского кладбища (здесь более 40 памятников разнообразных форм), в центре которого видны поросшие сорной травой стены церкви. Не нарушая тишину, осторожно подойдите к храму, перекрестясь зайдите внутрь и осмотритесь. Ваше внимание сразу же привлекут многочисленные, процарапанные на известняковых стенах граффити.

Здесь и кресты, и всевозможные, не поддающиеся расшифровке, монограммы, и надписи на греческом языке, и цифры. Изучением христианских надписей Крыма, в том числе и надписей в храме деревни Шурю, подробно занимался известный краевед и историк конца 19 – начала 20 столетия В. В. Латышев, который считал, что все эти надписи не что иное, как: “записи досужих посетителей церкви или богомольцев, подобные тем, которые и в настоящее время имеются во всех более или менее достопримечательных местностях, посещаемых туристами”.

Большинство надписей в относится ко второй половине 17 и началу 18 в., но одна, в южной стене церкви, более молодая и гласит: “Возобновлен храм Божий архангела Михаила и Гавриила лета 7102, месяца августа”. 7102 г. – это 1594 г.од от Рождества Христова, конец 16 века. А именно в 16 в., судя по грамоте русского царя Бориса, Московское государство оказывало материальную помощь некоторым крымским православным храмам, в том числе храму архангела Михаила и Гавриила. Значит, и был “возобновлен храм Божий” на московские денежки. Добрая российская традиция помогать соотечественникам за рубежом идет еще с тех давних времен.

Намного лучше сохранился другой храм, расположенный в ныне безлюдной местности, за с. Синапным, там, где раньше было селение Авджикой. На залесенном холме, подножье которого огибает один из притоков Качи, стоит греческая церковь Пресвятой Богородицы. Вход с двух сторон украшен резным узором, а над входом высечен крест и греческая надпись: “Омой прегрешения, не только лицо”. По бокам от дверного проема так же прослеживается надпись: “Иоанн Пузакидис”, видимо человек, чьими стараниями была перестроена старая церковь. Ее довольно хорошая сохранность (целы не только стены и крыша, пол, но и железные прутья на окнах), привлекла внимание советских военных, которые после войны устроили в храме Божьем казарму. После того, как солдатам дважды в ночи явилось видение сияющей в лучах света Богородицы, храм осветила одна из местных жительниц, а незваные постояльцы в страхе переехали в Бахчисарай.

Но наиболее интересен храм св. Иоанна Предтечи на кладбище села Верхоречье (б. Бия-Сала). Первое упоминание о селе Бия-Сала (так еще до середины ХХ в. называлось Верхоречье) относится к XIV ст., но в его окрестностях встречаются остатки поселений человека каменного века и эпохи раннего средневековья (так известным археологом А. А. Щепинским в окрестностях села была найдена сарматская антропоморфная плита с изображением человеческих фигур). Скорее всего, в средневековье, Бия-Сала была одним из поселений, принадлежащих легендарному, могущественному княжеству Феодоро, со столицей на Мангупе. Бия-Сала, как и само княжество, было населено потомками нескольких народов, в разное время осевших на крымской земле – тавроскифов, сарматов, готов, греков-византийцев. После падения княжества в 1475 г. под ударами турецких пушек, во времена владычества Крымского ханства Бия-Сала была населена православными греками – потомками феодоритов – вплоть до трагического 1778 г., когда указом Екатерины II греческое население Крыма было выселено в Приазовье. Обычно опустевшие от греков горные деревни сразу занимали татары, но в Бия-Салы (тогда она стала называться Хазах-Кой) были поселены русские поселенцы, в основном отставные солдаты. Их потомки до сих пор живут в Верхоречье.

Седая древность Бия-Салы видна сразу с автобусной остановки. Здесь, на восточной окраине села, на безлесном холме разбросаны могильные плиты наиболее сохранившегося и одного из самых больших средневековых кладбищ в горном Крыму. Еще в середине XIX века русские старожилы села рассказывали, что “слыхали от греков, будто это готвейское кладбище; готва какая-то еще прежде греков тут находилась”. Несомненно, что под словом “готва” подразумеваются готы, которые были важной составляющей общекрымского этноса в раннем средневековье. Кладбище захватывает всю вершину и верхнюю часть холма, могилы ориентированы точно с запада на восток – все это представляет собой трепетное и в то же время величественное зрелище.

Наиболее ранние по возрасту могилы представлены массивными четырехугольными известняковыми плитами, большая часть которых уже почти полностью вросла в землю. Часть из этих надгробий покрыта изображениями различных орудий крестьянского труда: здесь есть изображение кузнечных клещей, пастушьего посоха, пилы, веревки, копья, кое-где видны круги с вписанными в них и взаимно пересекающимися треугольниками. Эти надгробия относятся к IX – X вв. и вполне могли принадлежать крымским готам – народу загадочному и легендарному.

Второй тип памятников, более поздний представлен “двурогими” и “однорогими” гробовидными камнями, поставленными на двух и трех плоских камнях, образующих пьедестал со ступеньками. Такие памятники украшены красивой и сложной резьбой, с восточной стороны (там, где голова покойника) они имеют углубление, в которое в день поминовения ставилась свечка и “с наступлением темноты все кладбище озарялось колеблющимся светом маленьких догорающих в ночи огней”. Известный краевед Е. В. Марков считал, что “самые оригинальные из этих памятников – памятники двойные; они представляют две гробницы: или одинаковой величины, или одну большую и при ней другую, крошечную, и те, и другие всегда из одного цельного камня. Вероятно, под первыми погребались муж и жена, под вторыми отец с сыном, мать с дочерью”.

Наиболее поздний тип гробниц, относящийся к XIV – XV вв., представлен плоскими, широкими камнями, украшенными изящной резьбой (крестами, шестиконечными звездами, круговым орнаментом) и врезанными стоймя в лежачие плиты. Эти, наиболее поздние, гробницы тяготеют к развалинам древней греческой церкви, до XIV – XV вв. стоявшей здесь же на холме. Церковь была разобрана и перенесена на северо-западную окраину села, где сейчас находится современное кладбище.

В самом начале современного кладбища стоит алтарная абсида храма св. Иоанна Предтечи. Глубокая полукруглая ниша – это все, что осталось от великолепного храма, построенного в XIV в. местным греческим населением. В 1587 г. храм был впервые отреставрирован, о чем говорит надпись, приводимая академиком Кеппеном, побывавшим в Бия-Салах в 1833 г.: “Воздвигнут от основания и покрыт святый и чтимый храм честнейшего и славнейшего пророка, предтечи и крестителя Иоанна, смиренною рукою Константия, архиерея и настоятеля Готии, старанием, помощью и иждивением господина Бината Темирского, на память его и его родителей, лета 7096, в ноябре месяце”.

К сороковым годам XIX в. церковь вновь была отреставрирована трудами одного из жителей села, о чем говорит надпись на известняковой плите, бережно хранимой до настоящего времени в алтарной абсиде храма. Тогда, как и сейчас от церкви стояла одна лишь алтарная абсида; к ней по старому фундаменту были пристроены стены и крыша.

Во времена советской власти храм был закрыт, но нетронут, так как местные жители почитали свою святыню и не давали ее на разрушение. Беда пришла во время войны, когда убегавшие в страхе от русского оружия фашисты сожгли село (впрочем, как и все села качинской долины), а вместе с ним и церковь. Церковную утварь и иконы немцы вывезли с собой в Германию. Лишенный кровли, обгорелый храм стоял еще лет 40 назад, пока его не решено было разрушить и пустить на строительные нужды. Слава Богу, храм полностью не разрушили; оставили алтарную абсиду. По словам местных жителей, разрушителей сельской святыни вскоре после их греховного поступка настигла Божья кара: один захлебнулся в болотце, другой умер в пьяном угаре. Права истина: “воздастся тебе по делам твоим”…

Церковь Бия-Салы замечательна не только своей древностью, но и еще по двум причинам. Во-первых, она обладает архитектурной особенностью, не встречаемой ни в одной церкви Крыма – угловатой формой алтаря, вместо круглой, что особенно хорошо заметно с внешней, восточной, стороны храма. Во-вторых, храм имел уникальную фреску, изображающую сюжет “поклонения жертве”, редко встречающийся в стенописи средневековых храмов, а в Крыму единственный. Фреска имела два яруса: верхний, где на лазурном фоне был изображен так называемый деисус: поясные изображения Христа, девы Марии и Иоанна Крестителя, и нижний. Согласно описанию фрески, сделанному О. И. Домбровским, Археологом и Крымчанином с большой буквы, много сделавшему для изучения и сохранения верхоречненского храма, сюжет “поклонения жертвы” представлял собой изображение младенца-Христа, лежащего на большом круглом жертвенном блюде, с обеих сторон которого стояли в полный рост по три святителя, а у самых краев оконного проема – два ангела с опахалами-рипидами. Стараниями О. И. Домбровского эта уникальная фреска была спасена от неминуемого разрушения: ныне, вымытая от вековой пыли, закрепленная клеем, она хранится в Бахчисарайском музее.

Идея восстановить, скопировать фреску на свежую штукатурку алтарной абсиды была заявлена еще в 70-х гг. прошлого столетия. Но тогда нашлись заботы поважней, а учитывая современное состояние науки, в ближайшее время сбыться этому благому помыслу не суждено.

В настоящее время остатки храма имеют вполне благонадежный вид: абсида всегда ухожена, побелена, в алтарной нише стоит икона, цветы, другие незатейливые атрибуты богослужения. Но в этом нет заслуги ни Епархии, ни государства (храм числится в реестре охраняемых памятников истории и культуры). С трогательной, искренней любовью за сельской святыней ухаживает местная жительница – Анна Федоровна Платохина; помогает ей в благом деле молодой человек по имени Владимир (на фото можно видеть их за работой по облагораживанию храма). Анна Федоровна неоднократно обращалась в официальны церковные инстанции с просьбой помочь в благоустройстве уникального храма, его реставрации. Но… Говоря бессмертными словами, “воз и ныне там”.

С каждым месяцем разрастается роскошным убранством Свято-Успенский монастырь, вот-вот начнутся работы по строительству собора св. Александра Невского в Симферополе. Грандиозные проекты, не менее грандиозные задачи…

А где-то на окраине православной земли (южнее Верхоречья только горы, затем узкая полоска ЮБК и все – граница христианского мира!) уже 6 веков стоит святой храм, хранимый, помимо Господа Бога, разве что местным населением. Он дважды разрушался, дважды восстанавливался. Бог, как известно, троицу любит. И именно сейчас настала пора восстановить храм в третий раз, чтобы стоял он здесь, на южных рубежах православия, как верный и добрый страж крымской земли. Чтобы стоял он и обогревал своим светом всех страждущих людей, дарил им любовь и доброту. А это, надо сказать, не так уж и мало…

 

Источник: Таврические ведомости, Иван Коваленко.