В течение III в. до н.э. в Северном Причерноморье происходят глобальные политические, экономические и этнические перемены. Территория обитания скифов сокращается до пределов Нижнего Приднепровья, предгорного и северо-западного Крыма. Из скотоводов-кочевников они превращаются в оседлых земледельцев. Большая часть северопричерноморских степей опустевает, а затем постепенно заселяется пришедшими из-за Танаиса сарматами. Скифия становится Сарматией.
Коренные изменения в образе жизни скифов привели к формированию нового комплекса материальной культуры, существенной трансформации социальных отношений и религиозных представлений. В этой связи очень удачными представляются принятые в современной научной литературе дефиниции «поздние скифы», «позднескифская культура», как отражающие, с одной стороны, этническую и культурную преемственность от ранних скифов, а с другой - значительные изменения, которые произошли в результате перехода скифов к оседлости и включения в их состав многочисленных иноэтничных элементов.
Причины, которые привели к сокращению ареала скифов и переходу их к оседлости, не выяснены до сих пор. Традиционно считалось, что они военным путем были вытеснены из Северного Причерноморья сарматами. Однако последние хронологические штудии демонстрируют отсутствие в этом регионе памятников III в. до н.э. как скифских, так и сарматских. Следовательно, сарматы занимали во II - I вв. до н.э. пустынные территории, не испытывая противодействия местного населения.
Объяснить отсутствие постоянного населения степи пытались неблагоприятными экологическими условиями и чрезмерным антропогенным воздействием, приведшим к деградации пастбищ. Вряд ли эти гипотезы можно назвать исчерпывающими, но других пока нет.
Крупнейшее позднескифское поселение, отождествляется с Неаполем Страбона и декрета в честь Диофанта. В эллинистическое время мощные фортификационные сооружения, наряду с Неаполем, возводятся на поселениях Кермен-Кыр и Булганакском.
Населяли эти крепости потомки кочевых скифов. Во-первых, «скифскими» их называют письменные источники, во-вторых, скифскими или, по крайней мере, иранскими являются имена собственные, дошедшие до нас в иноязычной греческой передаче, в-третьих, как уже говорилось, лепная керамика имеет прототипы в раннескифских кочевнических древностях.В эллинистическое время заметное влияние на скифов оказали эллины. Между ними велась активная торговля.Скифы жили среди греков на Боспоре. Бесспорный факт - скифская царевна, дочь Скилура, Сенамотис была замужем в Пантикапее за одним из боспорских аристократов. Вторым мужем боспорской царицы Камасарии был человек с иранским именем Аргот, возможно, представитель правящей скифской династии. В декрете в честь Диофанта говорится о скифах, которые во главе с Савмаком подняли восстание на Боспоре, убили царя Перисада и на некоторое время захватили Пантикапей и Феодосию. По поводу количества савмаковых скифов, их социального статуса, причин и целей восстания ученые дискутируют в течение-многих лет. При этом большинство авторов полагает, что восстали скифы, постоянно жившие на Боспоре. Однако существует и иная точка зрения, в соответствии с которой Савмак возглавлял отряд, вторгшийся в пределы Боспорского царства из Скифии. Таким образом, ни его самого, ни его подчиненных нельзя рассматривать как постоянных жителей греческих городов.
Во II в. до н.э. крымские скифы были объединены в составе государства, во главе которого стоял сначала царь Скилур, затем его сын Палак. Кроме предгорных районов, позднескифское государство включало отвоеванный у херсонеситов северо-западный Крым, и, на протяжении приблизительно 30 лет - Ольвию.
Необходимость концентрации сил для успешного ведения многолетних изнурительных войн с Херсонесом, вероятно, способствовала консолидации скифов. Однако в источниках сохранились намеки на неоднородность скифского общества. О вероятном сохранении в позднескифское время племенного деления на палов и напов уже говорилось. В трактате Мемнона «О Гераклее» скифские цари дважды упомянуты во множественном числе: римляне обязали Митридата вернуть «скифским царям их родовые владения», Митридат «...привлек на свою сторону...царей скифских». На этом основании В.Карасев предположил, что существовало несколько скифских царств, а по мнению А.М.Хазанова позднескифское государство делилось на улусы. Не менее резонно предполагать в скифских царях вождей различных племен.
В источниках несколько раз упоминаются сыновья Скилура, которых по одним сведениям было 50, а по другим - 80. В этих сыновьях не обязательно видеть родных детей скифского патриарха. Так могли называть и руководителей каких-то территориально-административных единиц и, что еще более вероятно, племенных вождей, сплотившихся во время войны под эгидой самого могущественного их них.
Война с Херсонесом и Понтом закончилась для скифов, если судить по письменным источникам, сокрушительным поражением. Позднескифское царство не было присоединено к Понту. но оказалось в зависимости от него, выплачивая дань, пополняя армию Митридата VI живой силой. Так продолжалось до 63 г. до н.э., когда Митридат погиб, а Понтийское царство распалось.
По-видимому, племенная градация сохранялась у скифов едва ли не до конца их истории. Возможно, этим объясняются локальные культурные различия, в том числе и в погребальном обряде.
Этноним «скифы», по отношению к реально существующему народу последний раз употреблен в боспорской надписи, датированной 193 г.н.э. Боспорский царь Рескупорид III (210/11 - 226/27 гг) назван царем «всего Боспора и тавроскифов». Возможно, в первой четверти III в. н.э. позднескифское государство перестало существовать, поглощенное Боспорским царством. Однако позднескифские поселения в предгорьях доживают приблизительно до середины III в. н.э. В это время их постигает катастрофа. Какие же события послужили причиной гибели позднескифских поселений? Из письменных источников известно, что к середине III в. н.э. в областях, прилегающих к Меотиде, обосновались готы, бораны, герулы и другие, преимущественно германские племена. Используя боспорский флот, они совершали походы к восточному и южному берегам Черного моря. 0 пребывании готов в Крыму в это время письменные источники ничего не сообщают. Однако имеются факты, позволяющие отнести такое предположение к разряду вполне вероятных.
К 325 г. н.э. в Крыму существовала область Готия, чей митрополит присутствовал на Никейском соборе. Располагалась она где-то между Херсонесом (Херсоном) и Боспором.
Таким образом, позднескифские поселения, вероятно, были уничтожены готским племенным союзом.
Энциклопедия «Достопримечательности Крыма»