ДостопримечательностиИстория и архитектураПамятники архитектуры

Первый проспект

Одной из первых улиц Старой Ялты называют Бульварную (ныне ул. Ф. Рузвельта). Во второй половине XIX в. Бульварную образно именовали ялтинским Невским проспектом. Протяженность ее около 200 м. Она как бы является продолжением Почтовой улицы (ул. Свердлова). Улица Бульварная около 4 десятков лет занимала главное положение в тогдашней маленькой Ялте. Своим появлением она обязана морскому порту, которому, в свою очередь, город обязан своим рождением.

В архитектурном построении улица отличалась рядом фешенебельных гостиниц, добротных домов в модном тогда стиле «модерн». Первым двухэтажным зданием улицы являлась таможня (угол ул. Свердлова), построенная архитектором К. Эшлиманом в 1830-е годы. Чтобы возвести таможню на месте турецкой мечети, разрушенной во время войны в первой половине XIX в., М. С. Воронцов объявил конкурс-торг. Его выиграл купец второй гильдии Ф. Ф. Медведев.

Здание таможни из-за ветхости в начале 1980-х гг. разобрали. На его месте временно разместилось кафе-мороженое. В 1874 г. Ялтинский порт заявил о себе сигнальным светом маяка, канделябры которого установили на оконечности мыса Кильсе-Бурун. В конце XIX столетия перспективу ул. Бульварная удачно завершала часовня Святого Николая, построенная в русском стиле по проекту Н. П. Краснова на средства г-жи Ю. И. Базановой. Сооружение часовни посвящалось бракосочетанию императора Николая II. На этом месте в 1837 г. Николай I дал согласие на присвоение деревушке Ялта статус местечка. Сегодня, спустя столетие после ее освящения, решено ее восстановить.

В 1930-е гг. на месте старых строений бывшего Российского Пароходства на берегу моря по проекту архитектора З. В. Перемиловского строится здание морского вокзала. В 50-е годы, в период восстановления города-курорта, разрушенное войной здание вокзала восстанавливается по проекту архитектора П. И. Бронникова. В 70-е годы с южной его стороны добавилась пристройка, в которой разместились различные службы морского порта. Авторы пристройки: архитекторы М. Н. Андреев, А. Н. Золотов, инженеры М. В. Гусев, Л. Н. Вьюгин. Декоративная композиция перед главным фасадом выполнена скульптором И. П. Шмагуном.

В конце улицы, перед мостом через речку Дерекой – клуб моряков. До революции на этом месте находились городская Дума и квартирная контора. Реконструкция здания под клуб моряков проведена в 1950-е г. по проекту архитектора А. С. Хотелова. Кроме вестибюля и зрительного зала с балконом, в здании был зал интернациональной дружбы. Когда-то рядом со зданием вдоль речки располагался Азиатский рынок. В царские времена мост через Дерекой назывался Полицейским.

Доктор-климатолог В. Н. Дмитриев, поселившийся в Ялте в 1860-е гг., писал: «Перешли Вы Полицейский мост от гостиницы, составляющей, так сказать, центр Ялты, миновали полицейский дом, вмещавший в себя все присутственные места… и Вы уже за городом. На всем протяжении бухты, вплоть до речки Учан-Су, на которой жиденький деревянный мостик ежегодно сносился речкой, – голый берег с остатками разрушенной деревянной набережной. Кое-где из-за зелени выглядывали дачки. Их счетом было пять-шесть».

Таким было прибрежное место, на котором начинала создаваться главная улица будущего российского курорта – Александровская набережная.

 

 

Источник: В. С. Сергеев «Силуэты ялтинского побережья»,1998 г.