Инновационные перспективы крымского машиностроения связаны с выполнением контракта ОАО «Судостроительный завод «Залив» с греческой и голландской фирмами на постройку и ремонт судов, ФПО «Море» – на постройку 2 десантных кораблей типа «Зубр» для Греции, с восстановлением мощностей по выпуску цветных телевизоров и спецтехники на ОАО «Фотон», с реализацией инновационных проектов ОАО «Завод «Фиолент», ОАО «Феодосийский приборостроительный завод» и ОАО «Судостроительный завод «Залив», а также с реконструкцией и техническим перевооружением ведущих предприятий отрасли (Джанкойский машзавод, ФПО «Море», Феодосийский завод «Гидроприбор», ОАО «Завод «Фиолент» и др.).
В то же время, крымское судостроение может стать потенциальным «механизмом запуска» промышленной экономики. Значительный рост торгового и рыбного флотов Украины и России предопределяет возможность в перспективе получения крупных заказов, а мультипликационный эффект развития судостроения способен оживить иные сферы машиностроения и металлургии, обеспечивающие поставку комплектующих.
Наиболее наукоемкие отрасли машиностроения Крыма – приборостроение, электротехническая промышленность – практически не имеют шансов преодолеть технологическое отставание без внешней по отношению к отраслям помощи.
Значительными перспективами развития обладает крымская автомобильная промышленность, представленная ОАО «КрымавтоГАЗ». Число выпускаемых автомобилей из комплектующих, поставляемых Россией, достигло 8 тыс. в год. На 2000 г. был запланирован выпуск 16 тыс. автомобилей, 2001 г. – 30 тыс., 2002 г. – 56 тыс., 2003 г. – 70 тыс. автомобилей. При выпуске 70 тыс. автомобилей бюджет Крыма в виде налоговых поступлений получит более 420 млн. грн. (в настоящее время – 60 млн. грн.). Уже заключены контракты со многими странами мира, в том числе с Италией на поставку 15 тыс. автомобилей в год.
С начала 2000 г. ведется сооружение покрасочного завода, корпуса сборки кузовов, котельной, очистных сооружений, производственного корпуса очищенной воды, а также кинотеатра на 1400 мест. Вместе с оборудованием инновационная программа оценивается в 40 млн. долл. США. Пуск этого комплекса обеспечит дополнительно 3,5 тыс. рабочих мест только на ОАО «КрымавтоГАЗ», а в целом по Крыму (с учетом смежников) предположительно 60 – 70 тыс. чел.
Феодосийский регион Крыма характеризуется мощным научным потенциалом на бывших предприятиях военно-промышленного комплекса, выпускавших продукцию специального назначения, не уступающую по своим техническим характеристикам аналогичной продукции ведущих стран мира. Кроме того, остались высокотехнологичные производства и квалифицированные кадры на предприятиях, есть источники минеральных ресурсов, уникальные климатические условия и развитая инфраструктура связи и транспорта.
Перспективы инновационного развития Феодосийского региона связаны с созданием Крымского международного полигона устойчивого развития.
Крымский международный полигон – это технологии устойчивого развития (ресурсо- и энергоснабжение, безотходные очистные сооружения, возобновляемые источники энергии и т. д.). Эффективное развитие невозможно без существенного снижения экологических и материальных потерь от опасных погодных явлений.
При непосредственном участии научно-технических специалистов Феодосии разработаны и апробированы ряд технологий, направленных на снижение ущерба от опасных погодных явлений: комплекс судовых систем для безопасного плавания в различного вида сложных условиях; комплекс технологий по защите береговых сооружений, дамб от разрушения штормами, наводнениями, а также комплекс технологий по снижению ущерба от засух, нехватки воды, наводнений, градобития, вымерзания озимых.
Важное место среди приоритетов инновационного развития занимает трансформация военно-промышленного комплекса. К началу 90-х гг. удельный вес предприятий оборонного комплекса в Крыму был самым высоким в Украине.
Перспективным направлением развития ВПК Крыма может стать участие судостроительных предприятий ФПО «Море», «Керченский завод «Залив», «Севастопольский морской завод им. С. Орджоникидзе» в общегосударственных судостроительных программах. Эти предприятия способны производить не только грузовые суда, но главным образом боевые и сторожевые корабли всех классов.
Неотъемлемым атрибутом активной инновационной деятельности в регионе выступает ликвидация устаревших, нерентабельных производств, чья продукция не пользуется спросом, либо их техническое переоснащение экономически неприемлемо. В этой связи актуальность приобретает расширение использования института банкротства.
В целом необходимо отметить, что структурная трансформация промышленной экономики Крыма содействует экономическому росту и стабильному функционированию промышленного комплекса.
Эффективность промышленной политики в развитии экономики в значительной степени зависит от гарантий государственной поддержки осуществляемых преобразований.
Совершенствование региональной политики основывается в первую очередь на механизмах государственного программирования развития как приоритетных отраслей, так и проблемных территорий. Цель государственного программирования состоит в создании необходимых правовых, экономических и организационных основ для формирования на базе рационального использования ресурсного потенциала Крыма эффективной социально ориентированной экономической системы рыночного типа, обеспечивающей достойный уровень жизни населения, высокую конкурентоспособность производимой промышленной продукции, экологическую безопасность региона, наращивание экспортного потенциала.
Источник: Бабенко Г. А. «О концепции промышленной политики Крыма»