В эпоху расцвета Пантикапей украшало множество статуй. Они стояли на площадях, на акрополе, в храмах. Огромное количество обломков мраморной скульптуры, хранящихся в музеях, говорит о пристрастии пантикапейцев к этому виду искусства.
В Керченском музее есть мраморный алтарь прекрасной работы с изображением шествия женщин. Мраморный рельеф, на котором изваяны фигуры Аполлона, Артемиды, Гермеса, еще в 1840 г. был отправлен из Керчи в Одесский музей, много обломков статуй находится в Эрмитаже. Все это, конечно, лишь остатки: большая часть произведений искусства безвозвратно утрачена.
О высоком уровне боспорской архитектуры можно судить, в частности, по раскопкам курганов. Многие подкурганные склепы – подлинные шедевры архитектуры. Два из них сохранились и составляют достопримечательность современной Керчи. Это Царский курган, расположенный к северу от Керчи, и Мелек-Чесменский – на территории города. Боспорским зодчим удалось достичь в них удивительной гармонии, сочетая простоту форм и строгость пропорций с грандиозностью постройки.
В Царском кургане, сооруженном во второй половине IV в. до н. э., был, по-видимому, погребен один из Спартокидов. Высота кургана – 17 м, окружность – 260 м. Дромос (коридор) протяженностью 36 м ведет в камеру, находящуюся в центре кургана. При сооружении склепа строители применили несколько особых приемов. По мнению В. Д. Блаватского, они сознательно допустили отклонения от симметрии, отчего входящему в дромос длина его кажется меньше, а смотрящему из склепа – гораздо больше, и поэтому бесконечно далекими представляются земля и небо, видимые через узкий вход. Этим как бы подчеркивалось, что к жизни нет возврата.
Одновременно с Царским – в IV в. до н. э. – сооружен и Мелек-Чесменский курган, расположенный на берегу речки Мелек-Чесме, от которой он получил свое название. Курган этот, по размерам несколько уступающий Царскому (высота его 8 м, диаметр 60 м), сходен с ним в архитектурном отношении – устройстве склепа. Вообще, склепы с уступчатым перекрытием – не редкость. В окрестностях города, особенно на некрополе Юз-Оба, ограждающем дугой долину перед Пантикапеем, это, пожалуй, господствующий тип подкурганного сооружения.
Известны склепы и иной конструкции. В Павловском кургане, например, в качестве перекрытия использованы каменные плиты. При раскопках одного из курганов группы Юз-Оба обнаружен двухкамерный склеп с уступчатым потолком, в другом (так называемом «Змеином») уступчатый свод дромоса сочетался с полуцилиндрическим перекрытием камеры.
Раскопки, проведенные еще в прошлом столетии, показали, что боспорские подкурганные склепы – явление незаурядное. В одной лишь гряде Юз-Оба заключался как бы заповедник из сооружений различных типов, возведенных боспорскими зодчими и каменотесами. Уже в IV в. до н. э. (раньше, чем в других областях Греции) на Боспоре создана такая конструкция свода, которая могла выдержать огромную тяжесть насыпи кургана. С этой-то целью и применена система так называемого ложного свода: горизонтальные плиты укладывались одна над другой, причем верхние слегка нависали над нижними и вместе с такими же нависающими плитами других стен образовывали ступенчатое перекрытие.
Но не только своей архитектурой примечательны боспорские склепы. В некоторых из них сохранилась многоцветная роспись. Так, в склепе конца IV в. до н. э., исследованном В. В. Шкорпилом, стены расписаны полосами – белой, красной и желтой. Вверху на белом фоне нарисованы как бы развешенные на гвоздях венки, повязки и сосуды для масла, обычно применяемые атлетами. Вся система чередующихся полос повторяет конструкцию стены обычного дома – ее цоколь, сырцовые стены и балку под потолком. Особо широкое распространение получила роспись скальных склепов в римское время.
Боспорские каменные склепы сооружались для власть имущих. Простые смертные чаще всего хоронили умерших в грунтовых могилах, обложенных плитами или черепицами. Обряд погребения был греческий, в основном трупоположение, но отмечалась археологами и кремация, особенно в VI – IV вв. до н. э. Над могилами ставили каменную плиту с именем погребенного. В V в. до н. э. привозили дорогие мраморные стелы из Афин, украшенные рельефными розетками. С эпохи эллинизма для погребения стали употреблять местный известняк, вырезать на надгробиях пальметты (пальметта – орнамент, напоминающий пальмовые листья) и изображения умерших. «Портреты» эти варьировались: умершие запечатлены то в виде всадника, то воина, стоящего со щитом. В подавляющем большинстве рельефные надгробия носят ремесленный отпечаток, изредка встречаются более или менее художественные.
Позднее, уже в римское время, на надгробиях появляются изображения загробной трапезы: мужчина показан возлежащим на ложе, а рядом сидит в высоком кресле его жена.
В надписях, вырезанных на стелах, сообщали обычно имя умершего, указывали его родину, причину смерти. Благодаря этому удается выяснить этническую принадлежность пантикапейцев, проследить за изменениями в составе населения города.
К эпохе эллинизма в Пантикапей проникает множество чужестранцев, выходцев из других греческих городов. Есть упоминания о прибывших из Феодосии, Нимфея, Кеп, Херсонеса. Наряду с этим надгробные и посвятительные надписи называют жителей Гераклеи, Амиса, Пафлагонии, Спарты, Родоса и других мест.
Пантикапей был довольно крупным (по античным масштабам) и живописным городом. Он занимал все склоны горы, на севере границы его доходили до устья реки Мелек-Чесме. Площадь города в период расцвета составляла примерно 100 га. Приплывающие морем видели холм акрополя с белокаменными храмами на вершине. На склонах, превращенных подпорными стенами в широкие террасы, возвышались богатые дворцы Спартокидов и их приближенных, среди зелени деревьев ярко алели черепичные кровли домов с различными украшениями. Широкая лента стен акрополя опоясывала вершину горы.
Внизу, у моря, поднимался лес мачт и доносился стук молотков. И всюду толпились, расхаживали, деловито сновали люди: на рыночной площади, у причалов – торговцы и рыбаки, близ мастерских, на верфях, у стен города – ремесленники, наемные воины, рабы... Так было две с лишним тысячи лет назад.
Археологические памятники Крыма. Город Пантикапей. И. Марченко